МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН МБОУ СОШ №15 РАССМОТРЕНО председателем ШМО учителей истории, обществознания, кубановедения СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебновоспитательной работе УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ ________________________ ________________________ Дужая И.Н. Агеева О.А. Колодина Л.П. Приказ № «29» августа 2024 г. Пртокол № 1 от «30» августа 2024 г. от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного учебного предмета «Финансовая грамотность» для обучающихся 10-11 классов ст. Переясловская, 2024 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своемуздоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовныхценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как кРодине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравствен- ных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способреализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополу- чие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,эксперт и т. д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной платежной системе Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и покупательной способности; факторах устойчивого развития экономики и других сфер жизнедеятельности; налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовом капитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его механизмах; ценных бумагах; видах предпринимательской деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений; характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный труд и его особенности; современный рынок труда; трудовые ресурсы и рынок труда в Российской Федерации и возможности трудоустройства молодёжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый рынок; устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и инвестированием; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности; использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора; сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях; искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях; работе фондового рынка; защите персональных данных и финансовой информации при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг; приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных бумаг и операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых консультантов; мошенничества; устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собствен- ной трудовой деятельности; использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя; сберегательных сертификатах; определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг; решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья; овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов; искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов; приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов; приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп. 2. Содержание учебного предмета 10 класс Раздел 1. Государство и финансовая система Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные финансово экономические институты, их роль, функции и полномочия. Финансовая политика государства. Национальная платежная система. Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс. Доходы и расходы государственного бюджета. Государственный долг. Инициативное бюджетирование. Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции. Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка.Риски и ограничения глобальной финансовой системы. Раздел 2. Государство и человек Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц. Налоговые вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в электронном виде. Субъекты и объекты социальной защиты. Социальные пособия. Льготы. Материнский капитал. Государственная помощь семье. Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс доходов и потребления на этапах жизненного цикла. Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Рискицифровых технологий для потребителя. 11 класс Раздел 1. Инвестиции, инвесторы, риски Финансовый капитал. Виды финансового рынка. Особенности регулирования финансового рынка в период кризиса. Риски и возможности во время финансового кризиса. Акции, облигации, государственные облигации, паевые инвестиционные фонды, сберегательные сертификаты. Выбор цели инвестирования. Определение суммы, горизонта инвестирования и уровня допустимого риска. Управление инвестиционным портфелем. Выбор стратегии инвестиций. Инвестиции и операции в цифровой среде. Выбор актива и времени сделки. Арбитраж. Хеджирование. Диверсификация. Эффективное использование активов и пассивов. Индивидуальный инвестиционный счет. Подходы к управлению финансовыми рисками. Финансовая дисциплина. Раздел 2. Профессия и финансовое благополучие человека Риски здоровья, риски выбора региона или страны, риски выбора компании или смены рабочего места. Формирование фундамента для будущего, экономия за счёт наёмного работника, пенсии, здравоохранение, штрафы, изъятия, биржа труда, пособие по безработице. Требования официального трудоустройства. Риски семьи. Комплексное финансовое обслуживание. Заработная плата. Премиальные выплаты и поддержка наёмного работника. 3.Тематическое планирование с указанием часов отводимых на освоение каждой темы 10 класс №п/п Раздел, тема урока Содержание программы Элементы финансовой компетентности 1. Государство и финансовая система (17 ч) 1.1 Понятие Роль государства в экономике. Понимать роль Банка «финансовая Экономические цели и функции России в регулировании система» государства в финансовой сфере современного денежного обращения и уровня ин1.2 Компоненты Основные финансово-эконофляции; финансовой мические институты, их роль, знать, что инфляция влиясистемы функции и полномочия. Финан- етна сбережения; совая политикагосударства. Фи- понимать, почему важно нансовый рынок. знать об уровне инфляНациональная платежная сиции,а также о процентных стема ставках при выборе сбе1.3 Государственный Бюджет. Виды бюджета.Бюдрегательного продукта; бюджет и интересы жетное устройство.Бюджетный знать, что гражданин имеграждан процесс. Платежный баланс. До- ет право на полуходы и расходы государственно- чениекачественных услуг го бюджета. Государственный понимать, что существудолг. Инициативное бюджетиро- ют вание финансовые услуги, кото1.4 Инфляция и её Инфляция и покупа- рые не регулируютсяроспоследствия тельная способность. Послед- сийским законодательствияинфляции ством о 1.5. Государственная Факторы политика устойчивогоустойчивого развития. развития правах потребителя Влияние устойчивого развития (например, пенсионные, наличные финансы налоговые, инве1.6. Международная Основы глобального финансово- стиционные). финансовая систе- горынка. Международные расма четы. Риски и ограничения глобальной финансовой системы 2. Человек и государство (17 ч) 2.1 Налоговая система Сущность налогообложения. Понимать, что правиРоссии Функции налогов. Налоговаяси- тельственные решения, в стема. Налоги и их виды. том числе решения о Налоговые системы разных эпох налогах и льготах, могут 2.2 Права и Учет налогоплательщиков. Виды влиять на личные и семейные расходы и сбереобязанности налогов физических лиц. жения; налогоплательщика Налоговая декларация.Налогопонимать, что такое наловые вычеты. Налогообложение самозанятых ипредпринимате- ги, зачем они нужны и каковы направления ислей пользования налоговых 2.3 Пенсионная Пенсия. Пенсионная система. система России Персонифицированный учетпен- поступлений в государственный бюджет; сионных прав граждан. Виды знать основные объекты пенсий. Государственная пенналогообложения физисия. Обязательное пенсионное ческих лиц и соответстрахование. Добровольное 2. 2. Челов ек и государство (17 ч )Че ловек и г осу дарство (17 ч) 2.4 Пенсионное планирование 2.5 Социальная политика государства 2.6 Финансовые экосистемы 2.7 Электронное государство для граждан 3. Практикумы, проектная деятельность Итоговое повторение 4. пенсионное обеспечение.Корпоративная пенсия. Система гарантирования пенсионного обеспечения Пенсионное планирование.Баланс доходов и потребления на этапах жизненного цикла Субъекты и объекты социальной защиты. Виды социальныхпособий и выплат. Социальные льготы. Государственные программы поддержки Финансовые платформы и экосистемы. Электронная коммерция, информационные технологии и образ жизни. Цифровые финансовые сервисы. Риски цифровых технологий для потребителя Виды электронныхгосударственных услуг. Оплата штрафов, налогов, ЖКХ, госпошлин, исполнительныхтребований. Способы оплатыэлектронных государственныхуслуг. Риски оформления электронных государственныхуслуг Практические задания по содержанию раздела ствующие им налоги; понимать достоинства и недостатки пропорциональной и прогрессивной систем налогообложения; знать об основных социальных выплатах, предоставляемых государством; находить информацию об основных видах пенсий и пособий, которые обеспечиваются государством; находить информацию о практиках инициативного бюджетирования, в том числе школьного; проявлять ответственность и своевременно осуществлять уплату налогов; быть готовым осуществлять взаимодействие с государством для получения полагающихся выплат и пособий; проявлять интерес к возможности участия в проектах инициативного бюджетирования; быть готовым развивать навыки проектной деятельности для целей школьного инициативного бюджетирования; иметь представление о порталах,предоставляющих государственные услуги; знать об алгоритмах пользования сайтами и личными кабинетами ФНС России, ПФР, госуслуг и др. 11 класс Содержание программы №п/п Раздел, тема уроЭлементы финансовой ка компетентности 1. Инвестиции, инвесторы, риски (24 ч) 1.1 Финансовый рынок Финансовый капитал. Видыфи- Понимать, что такое иннансового рынка.Регулирование вестирование; и инфраструктура финансового знать, что такое ценные рынка бумаги, какими они бы1.2 Портрет инвестора Виды инвесторов и типы ихпо- вают; понимать, что инвестиции в современном ми- ведения. Финансовая могут принести как доре дисциплина. Квалификация ход, так и убытки; инвесторов разные ин1.3 Сделки с Эмиссия ценных бумаг. Виды знать, что инвестиционными сделок с ценными бумагами: ак- вестиционные продукты активами ция, облигация, пай фонда. Осо- имеют различный уробенности операций с производ- вень риска потери влоными финансовыми инструмен- женных денег и доходнотами: фьючерс, форвардный кон- сти; тракт, своп, опцион. Сделки с знать основное правило ценными бумагами на биржевом инвестирования: чем выи внебиржевом рынке. Формы ше ожидаемая доходрасчетов по сделкам с ценными ность, тем выше риск; уметь рассчитывать добумагами. ходность отдельных осуВложения в инвестиционные и акционерные фонды. Венчурное ществленных операций с различными инвестирование. Сделки с иностранными ценны- инвестиционными проми бумагами и депозитар- дуктами; выявлять риски, соными расписками. путствующие инвестироСделки с валютой. Виды биржеванию денег на рынке вых товаров и инвестиценных бумаг; рование в них. Особенности инвестирования в проявлять критическое драгоценные металлы, недвижи- отношение к рекламе инвестиционных продуктов; мость и предметы проявлять ответственискусства 1.4 Первоначальные Выбор цели инвестиро- ность в решениях, свяс приобретенавыки вания. Определение суммы, го- занных нием инвестиционных инвестирования ризонта инвестирования и уровня допустимого риска. Вы- продуктов; бор инвестиционной стратегии: знать, что реалистичность пассивное, активное инвести- предлагаемой доходности рование. Определение тор- инвестиционных продукговой стратегии. Доверительное тов; определять отличия моуправление. Брокерский счет. Индивидуальный инвестицион- шеннических предложений от подлинных инвеный счет. Выбор активов. Особенности налогообложения стиционных продуктов; сделок. Типичные ошибки начи- понимать принцип дейнающих инвесторов. Вли- ствия инвестиционного яние психологических фак- калькулятора; торов на решения инвесторов 1.5 1.6 1.7 2. 2.1 понимать возможности управления инвестиционными продуктами с помощью онлайн-сервисов; пользоваться различными онлайн сервисами при знакомстве с управлением инвестициями. Финансовые технологии для инвестиций Инвестиции и операции вцифровой среде. Торговые и аналитические системы.Торговые системы и интернет-трейдинг. Торговые роботы и алгоритмический трейдинг. Риски цифровых технологий в инвестировании. Управление инве- Инвестиционный портфель. стиционным порт- Управление инвестиционным фелем ирисками портфелем. Выборинвестиционной стратегии.Анализ финансовой и нефинансовой информации. Фундаментальный итехнический Диверсификация. Подходы к управлению рискамиинвестиционного портфеля.Кредитный риск. Процентный риск. Валютный риск. Рыночный риск. Прогнозирование, анализ и оценка последствий возможных финансовых рисков История История финансовых кризисов. финансовых Особенности регулированияфикризисов нансового рынка в период кризиса. Меры поддержки финансового сектора в период кризиса. Виды и география финансовых кризисов. Виды санкций и их влияние на финансовый рынок. Эмбарго. Риски и возможности во время финансового кризиса. Моделиповедения инвестора во время финансового кризиса Профессия и финансовое благополучие человека (10 ч) Выбор профессии Факторы выбора профессии. Понимать, что экономиВозможности и риски при выбо- ческая ситуация в стране ре региона или страныработода- влияет на личное благотеля. состояние и Уровень качества жизни и дохо- благосостояние семьи; дов в разных регионах.Финансо- уметь различать зарплату а 2.2 2.3 2.4 3. 4. вые аспекты выбораработодателя или его смены. Формирование индивидуальногокарьерного трека. Влияние образования на доходы. Инвестиции в профессию Ценности и Ценности организации.Разнообтрудовая разие и инклюзия. Гендерное радеятельность венство. Балансфинансового благополучия и работы Профессиональная Профессиональная мобильность. мобильность Риски здоровья. Требование официального трудоустройства. Риски семьи Финансовые Финансовые условия трудового отношения с договора. Заработная плата. Виработодателем ды материальной Эффективный контракт Практические задания Практикум, содержанию раздела проектная деятельность Итоговое повторение до и после уплаты налога на доходы физических лиц; быть готовым обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг, условия трудоустройства и другие вопросы, связанные с финансами понимать влияние образования на последующую карьеру и доходы. инематериальной мотивациира по