Кубановедение (10-11 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МБОУ СОШ №15

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей истории,
обществознания,
кубановедения
________________________
Колодина Л.П.
Протокол № 1
от «26» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР
________________________
Агеева О.А.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Дужая И.Н.
Приказ № ____
от «30» августа 2024 г.

Приказ № 1
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Кубановедение»
для обучающихся 10-11 классов

ст. Переясловская, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»
Рабочая программа составлена на основе программы «Кубановедение» для 10-11
классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А.
Зайцева, переработана и дополнена с учетом требований ФГОС И.В.Антиповой и А.Н.
Верич, И. В. Ивко. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2021г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель курса кубановедения: систематизация знаний о Кубани, накопленных в
различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского
социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной
части Российского государства.
Задачи курса кубановедения:
• комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
• воспитание патриотизма, гражданственности;
• формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной,
политической и экологической культуры;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями
различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного
интереса;
• социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе; •
приобщение молодёжи к сохранению национальных культур и традиций в условиях
многонационального государства и региона.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом
и методическими рекомендациями для
образовательных организаций Краснодарского края «О преподавании учебного предмета
«Кубановедение» в 2024-2025 учебном году» общее количество часов составляет 68
часов: в 10 и 11 классах по 30 часов – основная программа и 4 часа тематический раздел
«Духовные истоки Кубани». Система оценивания знаний в период изучения раздела
«Духовные истоки Кубани»– «безоценочная».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС (34 часа)
Введение (1 ч)
Кубань в XX – XXI вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие
Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских
отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в
период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как
основа процветания края.
РАЗДЕЛ I. Кубань в 1914-конце1930-х годов (11ч)
Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций.
Кубанская область и Черноморская губерния в годы
Первой мировой войны.
Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на экономику, уровень
жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством, властью, общим
положением в стране.
События Великой российской революции на Кубани. «Троевластие». Деятельность
Временного облисполкома (К.Л. Бардиж). Избрание и роспуск областного Совета.
Формирование войсковой рады и временного войскового правительства (А.П. Филимонов).
Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани (черноморцы и
2

линейцы). Советы в Черноморской губернии. Борьба между Радой и Советами в Кубанской
области. «Большевизация» Советов (Я.В. Полуян).
«Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае».
Ущемление прав иногородних рабочих. Введение на Кубани военного положения. Создание
краевого правительства (Л.Л. Быч). Областной съезд иногородних и трудового казачества.
Победа большевиков в Черноморской губернии. Установление советской власти в Армавире,
Екатеринодаре и других населённых пунктах Кубани. И.Л. Сорокин. Ледяной поход
добровольческой армии. Л.Г. Корнилов и М.В. Алексеев. Штурм Екатеринодара. Гибель
генерала Корнилова. Второй Кубанский поход. А.И. Деникин. Взятие Екатеринодара. Белый
и красный террор. «Железный поток». Объединение красных отрядов в Таманскую армию.
И.И. Матвеев. Е.И. Ковтюх. Разгром красными частей генерала В.Л. Покровского.
Соединение Таманской армии с частями Красной армии Северного Кавказа.
Взаимоотношения кубанского правительства и командования Добровольческой армии.
Убийство Н.С. Рябовола. Роспуск законодательной рады и казнь А.И. Кулабухова. Избрание
атаманом Н.М. Успенского. Коренной перелом в боях на северокавказском направлении
(март 1920). Взятие Екатеринодара частями Красой Армии. Десант генерала С.Г. Улагая и
его разгром. Окончательное установление советской власти на Кубани и в Черноморье.
Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах.
Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных
ископаемых. Развитие курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование
школьного образования. Тема войны в кубанской прессе. Публикация стихотворения
Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша родина». Военная хроника на киноэкранах.
Гастроли известных коллективов и исполнителей.
Воздействие революционных событий на культурную жизнь. Своеобразие
социокультурной ситуации на Кубани в 1018-1920 годах. Массовый приток в регион
интеллигенции из Петрограда и Москвы. Создание высшей школы. Б.Л. Розинг.
Деятельность Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В.И. Вернадский
на Кубани. Газетный «бум». «Вольная Кубань» - орган войскового (краевого) правительства.
Доктор Фрикен (С.Я. Маршак) – фельетонист газеты «Утро Юга». Театрально-концертная
жизнь: искусство и политика. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее.
Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп.
Продразвёрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения
бело-зелёных. Политика советской власти в отношении казачества. Деятельность
специальных «троек». Чрезвычайные меры. Новая экономическая политика. От
продразвёрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к деревне» новый курс партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела.
Реорганизация промышленности. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Перевод
крупных заводов и фабрик на хозрасчёт. Развитие торговли.
Революция на селе. Курс на «развёрнутое наступление социализма по всему фронту».
Коллективизация. Сопротивление коллективизации со стороны духовенства и казаков.
Статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов». Выход из колхозов части казаков и
крестьян.
Раскулачивание. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л.М. Канановичем и её
деятельность на Северном Кавказе. Система «Чёрных досок». Голод на Кубани. Итоги
сплошной коллективизации.
Особенность индустриализации на Кубани – зависимость от сельского хозяйства.
Основные отрасли промышленности. Политические репрессии. Административнотерриториальные преобразования. 13 сентября 1937 года – день образования Краснодарского
края. Кубань как аграрно-промышленный регион. Успехи тружеников края в предвоенные
годы.
Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах
Формирование нового человека – основная задача новой власти. Наступление на
«старый мир». Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и
3

взрослых. Конфликт между семьёй и школой. Национальные школы. Создание адыгейской
письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли пионерской и
комсомольской организаций. Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев.
Развитие массового спорта. Новые формы досуга. «Золотое десятилетие» краеведения на
Кубани.
Превращение Кубани в центр аграрной науки всесоюзного значения. Развитие
здравоохранения (Н.Ф. Мельников-Разведенков). Победа над малярией (И.Г. Савченко).
Медицинские отряды С.В. Очаповского.
Партийно-советская печать. Революционные события на Кубани в произведениях
советских писателей («Железный поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А.
Толстого и др.). Жизнь и творчество Н.А. Островского в Сочи. Развитие адыгейской
культуры. Превращение театра в действенное средство политического воспитания масс. В.Э.
Мейерхольд – организатор театральной жизни в Новороссийске. Театр для детей в
Екатеринодаре. Расширение сети театров, цирков. Роль кино в жизни кубанцев. Создание
первого адыгейского ансамбля песни и пляски. Воссоздание Кубанского казачьего хора.
Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников. Краснодарский
художественный музей им. Луначарского – преемник Екатеринодарской картинной галереи.
Ф.А. Коваленко, Р.К. Войцик. Новые сюжеты в творчестве кубанских мастеров
изобразительного искусства. Создание Краснодарского отделения Союза советских
художников (1938). Конструктивизм в архитектуре региона. Воплощение принципов
«функциональной архитектуры» в градостроительстве. Генеральная реконструкция Сочи.
Скульптура как элемент оформления пространства. Культурная жизнь кубанского зарубежья.
Научная и образовательная деятельность Ф.А. Щербины в Праге.
РАЗДЕЛ II. Краснодарский край в 1940-х – начале 1950-х годов (4ч).
Тема 5. Краснодарский край в годы Великой отечественной войны.
Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих
соединений. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной. Боевые действия на
территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и
Канеловской. Оборона Краснодара.
Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы.
Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанское движение на Кубани. Подвиг братьев
Игнатовых. Кубанское подполье. Наступательные операции войск Закавказского, Южного и
Северо-Кавказского фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля (Ц.Л. Куников). Бои
на «Голубой линии». Новороссийско-Таманская операция. Черноморский флот и Азовская
военная флотилия. Воздушные сражения (А.И. Покрышкин, Е.А. Жигуленко и др.).
Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой
героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины.
Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953).
Восстановление
хозяйства
Краснодарского
края.
Трудовые
инициативы,
социалистическое соревнование. К. А. Борин – Герой Социалистического Труда. Роль МТС в
восстановлении и подъёме сельского хозяйства. Достижения и трудности. Проблемы
восстановительного периода: упадок животноводства, нехватка рабочих рук, трудности
развития личных подсобных хозяйств (препятствия со стороны властей), отток населения в
города, нехватка жилья. Послевоенные успехи. Восстановление довоенных объёмов
производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольно-суконный
комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Троллейбусное движение в Краснодаре,
трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на
продовольственные товары. Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление
агитационно-пропагандистской работы. Политика «закручивания гаек». Выборы в местные
Советы 1953 г. и их итоги.
Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах.
Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад.
Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты.
4

Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после
изгнания фашистских оккупантов. Оживление религиозной жизни.
Учёные Кубани – фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в
преодолении продовольственных трудностей. П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт. Кубанская
пресса в военные и послевоенные годы. Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе
военных и первых послевоенных лет. Фронтовые репортажи К.М. Симонова, публицистика
Л.М. Леонова. В.П. Катаев. «Семья Игнатовых»; А.А. Первенцев. «Честь смолоду» и др.
Театрально-концертная жизнь. Самодеятельные коллективы. Г.М. Плотниченко –
хормейстер и композитор. Кинофикация городов и сельских территорий. Съёмки фильма
«Кубанские казаки» в Курганинском районе Краснодарского края.
Восстановление и благоустройство городов. Строительство зданий железнодорожных
вокзалов Краснодара, Сочи, Ейска. Восстановление спортивных сооружений. I летняя
спартакиада Кубани (1950). Плавательная эстафета. Послевоенная повседневность.
Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию. Взаимопомощь
как основа преодоления трудностей.
РАЗДЕЛ III. Кубань в 1950-1990-х годах (5ч).
Тема 8. Политика, экономика, общество.
Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков,
снижение налогов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Хрущёвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Реабилитация репрессированных кубанцев.
Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической
системы: Белореченская, Краснополянская, Майкопская гидроэлектростанции; Армавирская,
Краснодарская теплоэлектроцентрали. Массовое строительство жилья. Курортно-санаторное
дело.
Корректировка политического и экономического курсов. Краснодарский совнархоз (Н.К.
Байбаков). Хозяйственные «эксперименты» и их последствия. Достижения в сельском
хозяйстве (Е.А. светличный, М.И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного
производства.
Развитие промышленности. Реконструкция старых и строительство новых предприятий.
Завод им. Седина в Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов.
Кропоткинский машиностроительный завод. хлопчатобумажный комбинат (Краснодар).
Химические предприятия (Белореченск и Кропоткин). Проблемы отрасли.
Решение о строительстве Краснодарского водохранилища и оросительных систем.
Развитие рисоводства. «Миллион тонн кубанского риса». Рисосовхоз «Красноармейский»
(А.И. Майстренко). Застойные явления в экономике и общественной жизни. Снижение
производительности труда и замедление темпов роста производства.
Руководители Краснодарского края (С.Ф. Медунов, В.И. Воротников, Г.П. Разумовский).
Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в.
Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение
обязательного восьмилетнего (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация».
Развитие среднего специального и высшего образования. Преобразование Краснодарского
педагогического института в Кубанский университет. Расширение сети культурнопросветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные
университеты. Новороссийский планетарий. Музей Степановых в Тимашевске,
мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героев в Крымском
районе. Дом-музей М.И. Лермонтова в Тамани и др. Кубанские учёные-селекционеры – М.И.
Хаджинов, П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт. Вклад кубанцев в научно-техническое
обеспечение космических полётов. Н.Г. Чернышёв, Д.И. Козлов. Космонавты-кубанцы (В.В.
Горбатко, В.И. Севастьянов и др.).
Новое поколение кубанских литераторов. Творчество В.И. Лихоносова, В.Б. Бакалдина,
С.Н. Хохлова и др. развитие адыгейской литературы. Т.М. Керашев, И.Ш. Мамбаш.
Театральная и музыкальная жизнь. М.А. Куликовский – лауреат Государственной премии
5

РСФСР имени К.С. Станиславского. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». В.Г.
Захарченко во главе Кубанского казачьего хора. Композитор Г.Ф. Пономаренко на Кубани.
Анна Нетребко – воспитанница хора «Кубанская пионерия». Создание телецентров.
Строительство современных кинотеатров. Творчество кубанских художников А.Е.
Глуховцева, Н.П. Евсы, П.С. Калягина, Ф.М. Петуваша и др. скульптурные работы И.П.
Шмагуна, В.А. Жданова. Новые выставочные центры на Кубани: картинные галереи в ст.
Октябрьской (Красноармейский р-н) и др.
Развитие спорта. Кубанские спортсмены – олимпийские чемпионы и чемпионы мира:
Л.И. Брагина, В.М. Невзоров, В.Д. Гассий, В.Н. Мачуга и др. Пропаганда здорового образа
жизни.
От «сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». «Эпоха типовых
проектов». Массовая застройка городов Кубани. Благоустройство курортной зоны.
Изменения в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие
средств массовой информации и др.). Развитие туризма, создание условий для детского
отдыха. Пионерский лагерь «Орлёнок».
Тема 10. «Перестройка» на Кубани.
Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского
края: В.Н. Дьяконов, Н.Д. Егоров, Е.М. Харитонов, Н.И. Кондратенко.
Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания
кубанцев. Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность
Краснодарского краевого Совета народных депутатов. Возрождение казачества,
Учредительный Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада (В.П. Громов). Законы «О
реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации казачества». Становление
кубанского парламентаризма. Законодательное Собрание Краснодарского края (А.А. Багмут,
В.А. Бекетов).
РАЗДЕЛ IV. Краснодарский край в XXI в. (8ч)
Тема 11. Краснодарский край – регион добрососедства.
Выборы главы администрации Краснодарского края. А.Н. Ткачёв – губернатор
Краснодарского края (2001-2015). Кубань – многонациональный край, регион
добрососедских отношений между народами. Демографический кризис. Проблемы
толерантности. Межконфессиональные отношения. Политика поликультурности. Совет при
главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского
общества и правам человека, региональная общественная палата. Долгосрочная краевая
целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных
культур в Краснодарском крае». Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани». Фольклорные
фестивали как средство межкультурного диалога.
Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края.
Административно-территориальное устройство. Население.
Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края.
Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия.
Погодные
аномалии.
Геополитическое
положение
региона.
Административнотерриториальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура
населения.
Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование.
Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования
ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных
богатств.
Тема 14. Хозяйство Краснодарского края.
Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Отраслевая и
территориальная структура хозяйства края. Топливно-энергетический комплекс,
машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность,
производство строительных материалов. Ведущие промышленные предприятия. Центры
6

нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство
строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности. Агропромышленный
комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство – ведущая
отрасль сельскохозяйственного производства. Зерновые и технические культуры,
виноградарство, овощеводство и садоводство, субтропические культуры. Животноводство,
отраслевой
состав.
Рыбоводство;
проблемы
отрасли.
Конкурентоспособность
сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынках.
Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали «Дон», «Кавказ». Аэропорты:
Пашковский (Краснодар), Витязево (Анапа), Адлер (Сочи), Геленджик. Морские порты:
Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Ейск, Темрюк, Тамань, Сочи, Геленджик, Анапа.
Трубопроводный транспорт, нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум),
газопровод «Голубой поток».
Олимпийские игры 2014г. в Сочи и строительство моста через Керченский пролив как
факторы привлечения инвестиций в экономику края. Проблемы и перспективы социальноэкономического развития региона.
Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX – начале XXI
в.
Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани.
Возвращение регалий Кубанского казачьего войска. Реставрация и строительство культовых
сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее
разрушенных памятников. Изменения в образовательной политике. Появление частных школ
и вузов. Казачьи учебные заведения и классы.
Кинофестивали в городах Кубани. «Кинотавр» (Сочи), «Киношок» (Анапа) и др.
Литературная жизнь. Роман В.И. Лихоносова «Наш маленький Париж». Осмысление судеб
казачества в романе А.Д. Знаменского «Красные дни». Поэзия И.Ф. Вараввы. Театральноконцертная жизнь. Творческое объединение «Премьера». Л.Г. Гатов. Кубанский казачий хор
и пропаганда народного искусства Кубани. Кубанские скульпторы А.А. Апполонов, А.П.
Корнаев и др.
Кризисные явления в градостроительной отрасли и их преодоление. Развитие
жилищного фонда. Охрана исторических центров городов и населённых пунктов.
Модернизация курортной зоны. Реконструкция Сочи. Курс на возрождение массового
спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Зимняя XXII
Олимпиада 2014 г. в Сочи – мощный стимул развития физкультуры и спорта в крае.
Эпоха перестройки и 1990-е годы – время стремительного изменения устоявшихся форм
повседневного существования людей. Жизнь в условиях инфляции, тотальной
коммерциализации, социального расслоения. Массовая миграция населения на Кубань.
Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество.
Заключение (1ч).
Итоговое повторение и проектная деятельность. Портрет современной Кубани. Кубань –
жемчужина, житница и здравница России. Разнообразие природных условий и ресурсов
Краснодарского края. Экономический потенциал кубанского региона. Перспективы развития
курортной отрасли. Участие Кубани в российских и международных экономических
форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Радушие и
гостеприимство – черты характера жителей многонационального региона. Взаимовлияние
культур. Боевое братство народов, населяющих Кубань, в годы Великой Отечественной
войны. Подвиг Хусена Андрухаева. Возвращение казачьих регалий на Кубань – символ
возрождения казачества. Участие кубанцев в реализации национальных проектов и целевых
программ («Кубань – Казачество» и др.).
Раздел V. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Православные ценности в современном мире. Вызовы современного мира и
религия. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного
человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности.
Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность»,
7

«доброта», «милосердие». Образовательная и просветительская деятельность РПЦ.
История религиозного образования в России и на Кубани. Новомученики Кубани. Жития
священномучеников Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина,
Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона «Новомученики и исповедники Кубанские»
Особенности современной образовательной деятельности РПЦ. Основы социальной
концепции РПЦ. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее
время.
11 КЛАСС (34 часа)
Введение (1 ч).
Кубань – неотъемлемая часть России. Единство людей и территории. Регионализация
как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр –
регионы» в современной России. Краснодарский край и другие субъекты РФ: общее и
особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Социальные аспекты
формирования региональной идентичности.
РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО
ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ (3 Ч).
Тема 1. Проектная деятельность. Виды учебных проектов.
Проектирование как поиск решения проблем регионального социума. Особенности
подготовки проектов по курсу кубановедения. Формулировка целей проекта,
способствующих инновационному развитию Краснодарского края. Виды учебных
проектов (информационные, исследовательские, социальные).
Тема 2. Представление результатов проектной деятельности.
Основные формы презентации проектной деятельности: доклад, аналитическая
записка, портфолио, презентация. Структура и правила оформления доклада о результатах
проектной деятельности. Особенности создания аналитической записки. Принципы
составления портфолио и его основные разделы. Создание презентаций по итогам
проектной деятельности. Способы оценки результатов проектной деятельности.
Продвижение результатов проектной деятельности в информационной среде Кубани.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (6 Ч).
Тема 3. Природный капитал как основа устойчивого развития экономики
региона.
Эколого-экономические основы устойчивого развития региональной экономики. Роль
природных факторов в социально-экономическом развитии региона. Региональные
экологические проблемы. Законодательные и административно-контрольные механизмы
регионального природопользования и охраны окружающей среды. «Зелёная» экономика как
фактор модернизации и снижения рисков экономического развития региона.
Тема 4. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской
Федерации.
Диверсифицированный характер экономики края и основные отрасли хозяйства.
Региональные макроэкономические показатели. Развитие предпринимательства на Кубани.
Малый бизнес. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный
рынок труда и его особенности. Уровень жизни населения региона. Доходы и потребление
кубанцев на фоне общероссийских тенденций.
Тема 5. Налоги, бюджет и финансовые институты.
Налоги их роль в экономике. Региональные и местные налоги. Структура и порядок
формирования бюджета края и местных бюджетов. Основные источники доходов и
направления расходования средств
краевого и местных бюджетов. Производство
общественных благ. Основные финансовые институты, банковская система региона.
Формирование финансовой грамотности молодёжи.
Тема 6. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и
внешнеэкономических отношений.
8

Межрегиональные и международные отношения региона. Экономические связи с
российскими регионами. Международные мероприятия, проходящие
на территории
Краснодарского края. Правовое регулирование международных внешнеэкономических
связей Краснодарского края. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение
инвестиционной привлекательности региона. Участие региона в выставках и
инвестиционных форумах. Основные внешнеэкономические партнёры края. Международное
сотрудничество и реализованные проекты.
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (5 Ч)
Тема 7. Социальная стратификация и мобильность на общероссийском и
региональном уровнях.
Социальная дифференциация, социальное неравенство на Кубани и в России.
Общероссийский и региональный профили социальной стратификации. Региональная
специфика социально-экономической дифференциации. Неравенство доходов населения в
субъектах РФ. Социальная мобильность в регионе. Миграционные процессы на территории
Краснодарского края.
Тема 8. Специфика межнациональных отношений на Кубани.
Этносоциальные общности России и Краснодарского края. Этнодемографическое
многообразие региона. Этнические группы, этнические меньшинства в Краснодарском крае.
Национально-культурные автономии, национально-культурные объединения. Основные
тенденции в развитии межнациональных отношений на территории Кубани. Этносоциальные
конфликты: региональная специфика. Национальная политика в регионе как в субъекте РФ.
Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в
Краснодарском крае.
Тема 9. Семья и брак: региональный аспект.
Демографическая ситуация в крае на фоне общероссийских тенденций: численность
населения, показатели рождаемости и продолжительности жизни, число браков и разводов.
Региональные особенности в развитии семейных отношений. Семья и брак в представлении
кубанских жителей – по результатам социологических опросов. Реализация государственной
семейной политики на территории Краснодарского края: органы управления, программы и
мероприятия.
Тема 10. Кубанская молодёжь как социальная группа.
Социально-демографические характеристики молодёжи Краснодарского края в
общероссийском контексте: численность, возрастная структура, этнический состав, уровень
образования, социальная активность. Динамика ценностных ориентаций кубанской
молодёжи. Региональные особенности молодёжного рынка труда. Кубанская молодёжь в
сфере труда и занятости. Цифровая грамотность молодёжи в современной России:
межрегиональные сравнения. Досуг в молодёжной среде. Молодёжные субкультуры как
неформальный институт социализации в молодёжных сообществах. Реализация
государственной молодёжной политики в Краснодарском крае.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч).
РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС (5 ч).
Тема 11. Государственная власть и местное самоуправление.
Система органов государственной власти в Краснодарском крае. Правовые основы
функционирования и полномочия органов государственной власти в регионе.
Законодательное Собрание Краснодарского края, правовой статус его депутатов. Глава
администрации (губернатор) края. Администрация Краснодарского края. Функции и задачи
органов исполнительной власти в крае, их взаимодействие и координация деятельности с
федеральными органами государственной власти. Судебная власть в крае. Организация
местного самоуправления в регионе: структура и особенности в общероссийском контексте.
Территориальная и экономическая основы местного самоуправления в Краснодарском крае.
Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса в регионе.
Тема 12. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.
9

Краснодарский край как субъект Российской Федерации: конституционно-правовая
характеристика. Территория края, порядок изменения границ. Административнотерриториальное деление. Символика Краснодарского края: гимн, герб, флаг. Система
региональных нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края – важнейший
нормативный правовой акт, принимаемый на региональном уровне. Законы Краснодарского
края. Субъекты законодательной инициативы. Понятие и стадии законодательного процесса
в Краснодарском крае. Подзаконные акты.
Тема 13. Структура гражданского общества.
Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском
крае. Деятельность региональных отделений политических партий и общественных
организаций в общероссийском контексте. Общественная палата Краснодарского края и её
деятельность. Правозащитные и экологические организации. Молодёжные организации,
движение волонтёров. Молодёжные советы при органах государственной и муниципальной
власти. Молодёжь как субъект реализации молодёжной политики в Краснодарском крае.
РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ (7 ч).
Тема 14. Духовная культура Кубани.
Историко-культурное наследие Кубани. Национальные культуры региона. Специфика
региональной идентичности. Кубанское казачество, его этнокультурные традиции и роль в
общественной жизни. Современные тенденции в духовной жизни кубанцев. Роль и значение
духовной культуры Кубани в жизни страны и в мире.
Тема 15. Система образования.
Дошкольное образование на Кубани. Общее и профессиональное образование.
Культурная функция библиотек и школ. Казачьи традиции и воспитательные функции
современных школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные
школы. Университеты и научные центры. Привлекательность Кубани как пространства
образовательных и профессиональных траекторий. Межрегиональное и международное
сотрудничество образовательных организаций Кубани. Международные связи кубанских
вузов и экспорт образовательных услуг. Оценка эффективности кубанских вузов
российскими и международными рейтинговыми агентствами.
Тема 16. Конфессиональное многообразие региона.
Кубань – многонациональный и поликонфессиональный край. Современная религиозная
ситуация в Краснодарском крае. Религии и храмы на Кубани. Кубань – центр православия на
Юге России. Молодёжь и религия. Религиозное образование в регионе: формы и правовые
рамки.
Тема 17. Культурное достояние Краснодарского края.
Учреждения культуры. Театры и выставки. Уникальные музейные собрания. Архивы
Кубани. Коллективы народного творчества. Выдающиеся деятели культуры.
Изобразительное искусство и литература Кубани. Векторы развития современного искусства
Кубани. Особенности региональной культурной политики.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч).
Раздел VI. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Православные ценности в современном мире. Духовно-нравственные ценности в
жизни человека и общества. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни
современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные
семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера»,
«надежда», «верность», «доброта», «милосердие». Свобода истинная и мнимая. Духовнонравственные основы культуры современного казачества. Духовные основы казачьей
культуры. Православие в жизни кубанских казаков. Особенности духовной жизни
современной Кубани. Духовные ценности – основа консолидации общества. Религиозное
просвещение на Кубани. Основы социальной концепции РПЦ. Строительство новых
храмов.
Заключение (1 ч).
10

Современные тенденции развития региона. Связь поколений и времён. Активная
жизненная позиция кубанской молодёжи как фактор реализации региональных целевых
программ и проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения кубановедения воплощают традиционные
российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и
опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1)
гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе
Кубани;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи;
активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России и Краснодарского края, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
уважение к символам России и Краснодарского края, государственным праздникам,
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в Краснодарском крае;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству народов, проживающих на Кубани, понимание эмоционального воздействия
искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
11

собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не
осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность, интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем Краснодарского края и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды народов края;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее ‒ оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
12

решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты. В результате изучения кубановедения на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные
признаки социальных явлений и процессов, происходящих на Кубани;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев),
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Базовые
исследовательские
действия:
использовать
вопросы
как
исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
13

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст
и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
14

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Кубановедение» на уровне среднего
общего образования обучающийся получит следующие предметные результаты:
– раскрывать основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX - начала
XXI века, их в контексте исторических событий происходивших в этот период в стране и
мире;
– оценивать природно-ресурсный потенциал региона и особенности экономикогеографического и геополитического положения Краснодарского края,;
– анализировать административное устройство Краснодарского края, численность
населения, этническое и конфессиональное многообразие региона;
– рассматривать современные версии и альтернативные точки зрения учёных на
события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской войны и Великой
российской революции;
– анализировать особенности развития экономики Краснодарского края, её
современное состояние и векторы развития, называть и характеризовать ведущие отрасли
хозяйства, социальных отношений в кубанском обществе. политико-правовой статус
Краснодарского края, развития культурного пространства региона;
– называть имена учёных, исследователей, выдающихся деятелей культуры и
искусства, политиков и военных, способствовавших социально-экономическому развитию
кубанского региона;
– определять место и роль Краснодарского края в современной России;
– использовать исторические карты и другие источники информации для решения
поставленных учебных задач и составления развёрнутого повествования о важнейших
событиях истории Кубани и их участниках;
– объяснять значение терминов и понятий, а также диалектных слов, используемых
на уроках кубановедения;
– группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять
общее и различное, устанавливать причинно-следственные связи;
– оценивать значимость исторических событий, происходивших на Кубани,
формулировать собственную позицию в отношении роли личности в истории региона;
– использовать компьютерные технологии для получения разнообразной
информации о Краснодарском крае и систематизировать полученные данные в виде
схем, диаграмм, таблиц, презентаций;
– использовать знания по кубановедению при написании исследовательских
проектов, рефератов, сочинений, выполнении творческих работ по краеведческой
тематике, составлении отчётов об экскурсиях по краю;
– составлять родословную своей семьи в контексте истории малой родины по
материалам семейных архивов, школьных и краеведческих музеев, а также рассказам
старожилов;
– приводить аргументы в пользу художественных достоинств произведений
литературы и искусства известных кубанских авторов;
– использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по
Краснодарскому краю, а также посещений выставок и краеведческих музеев.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
15

– раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в
Краснодарском крае, в контексте российской истории;
– применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов
Кубани в общении с людьми в школе и за её пределами;
– ведения диалога в поликультурной среде;
– понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также
осознанного выбора будущей профессии;
– осознания своей принадлежности к сообществу жителей Кубани - одного из
регионов Российской Федерации;
– адекватной оценки природно-ресурсного потенциала Краснодарского края и
понимания основных тенденций и перспектив развития региона;
– освоения важнейших социальных ролей в сфере правовой и политической
культуры для противостояния фальсификациям и намеренным искажениям истории
Кубани в контексте событий, имевших место или происходящих в России и мире;
– понимания необходимости соблюдать толерантность по отношению к людям
других национальностей и конфессий;
– осознания необходимости поддержания в регионе гражданского мира и согласия;
– активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного
края;
– осознания необходимости охраны природных богатств региона.
3. Тематическое планирование
10 класс
№
Темы
п/п

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Р:
оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих
людей,
основываясь
на
соображениях этики и морали
П: критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках
К: при осуществлении групповой работы быть
как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Р: самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута
П: находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития
К: осуществлять деловую коммуникацию как
со сверстниками, так и со взрослыми (как

1.

Введение

1

2.

Кубань в
1914 –
конце
1930-х
годов

11

16

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1.Гражданское
воспитание
8. Ценности
научного познания

1.Гражданское
воспитание
3.Духовнонравственное
воспитание

3.

Краснодарский
край в
1940-х –
начале
1950-х
годов

4

4.

Кубань в
1950-1990х годах

5

5.

Краснодарский
край в XXI
в.

8

6.

Духовные
истоки
Кубани

4

17

внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных симпатий
Р:
оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих
людей,
основываясь
на
соображениях этики и морали
П: искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи
К: координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия
Р: организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели
П:
использовать
различные
модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий,
выявленных
в
информационных источниках
К: осуществлять деловую коммуникацию как
со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных симпатий
Р:
выбирать
путь
достижения
цели,
планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные
затраты
П: искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи
К: координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия
Р:
оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих
людей,
основываясь
на
соображениях этики и морали
П:
использовать
различные
модельносхематические средства для представления

1.Гражданское
воспитание
3.Духовнонравственное
воспитание

1.Гражданское
воспитание
3.Духовнонравственное
воспитание
4. Эстетическое
воспитание

2. Патриотическое
воспитание
5.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия
6.Трудовое
воспитание
1.Гражданское
воспитание
3. Духовнонравственное
воспитание

7.

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность

Итого
11 класс
№ Темы
п/п

1

2. Патриотическое
воспитание
5. Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия

34
Колво
часов

1.

Введение

2.

Проектирова 3
ние
как
эффективное средство
изучения
кубановедения

3.

Экономика

18

существенных связей и отношений, а также
противоречий,
выявленных
в
информационных источниках
К: распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений
Р: сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью
П: выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса средств
и способов действия
К: при осуществлении групповой работы быть
как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

1

6

Основные виды деятельности обучающихся
Основные
(на
уровне
универсальных
учебных направления
действий)
воспитательной
деятельности
Р: ставить и формулировать собственные 1.Гражданское
задачи в образовательной деятельности и воспитание
жизненных ситуациях
8. Ценности
П: критически оценивать и интерпретировать научного познания
информацию с разных позиций, распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках
К: при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт
и т.д.)
Р: оценивать возможные последствия 1.Гражданское
достижения
поставленной
цели
в воспитание
деятельности, собственной жизни и жизни 8.
Ценности
окружающих
людей,
основываясь
на научного познания
соображениях этики и морали
6.Трудовое
П: выходить за рамки учебного предмета и воспитание
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса
средств и способов действия
К: распознавать конфликтогенные ситуации
и предотвращать конфликты до их активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений
Р: выбирать путь достижения цели, 2. Патриотическое

Краснодарск
ого
края:
современное
состояние и
векторы
развития

4.

Социаль5
ные
отношения в
кубанском
обществе

5.

Кубань
сегодня:
политический ракурс

6.

Кубань
– 7
культурный
центр Юга
России

7.

Духовные
истоки
Кубани

19

5

4

планировать решение поставленных задач,
оптимизируя
материальные
и
нематериальные затраты
П: искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи
К: координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия
Р: ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях
П: использовать различные модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий,
выявленных
в
информационных источниках
К: при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт
и т.д.)
Р: сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью
П:
выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения
К: развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием
адекватных
(устных
и
письменных)
языковых средств
Р: сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью
П: использовать различные модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий,
выявленных
в
информационных источниках
К: при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт
и т.д.)
Р: организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели
П: выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса

воспитание
5.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия
6.Трудовое
воспитание
1.Гражданское
воспитание
3.
Духовнонравственное
воспитание
4.
Эстетическое
воспитание

3.Духовнонравственное
воспитание
5.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия
2. Патриотическое
воспитание
6.Трудовое
воспитание

1.Гражданское
воспитание
8.Ценности
научного познания

8.

Итоговое
2
повторение
и проектная
деятельность

Итого

20

34

средств и способов действия
К: распознавать конфликтогенные ситуации
и предотвращать конфликты до их активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений
Р: сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью
П:
выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения
К: координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия

1.Гражданское
воспитание
3.Духовнонравственное
воспитание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».