Астрономия (10-11 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МБОУ СОШ №15

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
заместитель
учителей математики, директора по учебнофизики и информатики воспитательной работе
_____________________

_____________________

О.Н. Гвоздицкая
Протокол №1
от «26» 08 2024 г.

Агеева О.А.
«29» 08 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
_____________________
Дужая И.Н.
Приказ №
от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Астрономия»
для обучающихся 10-11 классов

ст. Переясловская 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена на основе образовательного
стандарта основного общего образования по астрономии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта
на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам.
В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их
систем, а также самой Вселенной.
Целями изучения астрономии являются:
– осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
– приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
– овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического
использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
– использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
– формирование научного мировоззрения;
– формирование
навыков
использования
естественнонаучных
и
особенно
физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся
естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом
воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии
астрономии, космонавтики и космофизики.
Задача астрономии заключается в формировании у обучающихся естественнонаучной
грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его
готовности интересоваться естественнонаучными идеями.
Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
– научно объяснять явления;
– понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
– интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
-в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация
на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
-в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — чувство причастности
к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к

служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
-в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок;
-в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
-формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
-формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на
благо развития человеческой цивилизации;
-формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя
группами универсальных учебных действий:
-регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно определять цели, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты
организовывать эффективный
поиск ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
-познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами);
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности; согласовывать
позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом, решением.
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и
выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
демонстрировать на примерах роль и место астрономии в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного
познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование
и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и
место в научном познании;
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия
звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства
планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд
на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
понимать и объяснять целостность астрономии, различать границы ее применимости и место в
ряду других теорий;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих закономерностей и законов;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: астероиды, метеоры,
солнечный ветер, радиация, переселение человечества на другую планету – и роль астрономии в
решении этих проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные задачи, используя несколько
законов или формул, связывающих известные величины, в контексте межпредметных связей;

объяснять принципы работы и характеристики телескопов, спутников, приборов и
технических устройств.
2.Содержание программы
Содержание курса
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные
размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная
расширяется. Современные методы наблюдений. Где и как работают самые крупные оптические
телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационноволновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо. Созвездия северного полушария. Навигационные звёзды. Движение Солнца по
эклиптике. Петлеобразное движение планет. Небесный экватор и небесный меридиан.
Экваториальная и горизонтальная система небесных координат. Видимое движение небесных
светил. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика,
зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны. Фазы
Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Причины
наступления солнечных затмений. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Звёздное и
солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря,
проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье.
Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс
звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения планет.
Открытие закона всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс
небесных тел. Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их
физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные
перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты
стартов. Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие
между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия
земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты
земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс
Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее
строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Исследования
Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Влияние парникового эффекта на климат
Земли и Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая
деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики
и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика
движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и
Облако комет Оорта. Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их
радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных
метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звёздная астрономия
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов
рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце.
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава
Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и
биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца.
Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии
из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока

нейтрино от Солнца. Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости,
температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы.
Диаграмма "спектральный класс-светимость" звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд
красных гигантов и сверхгигантов. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел
Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Двойные,
кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные
звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения
блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды –
маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые
и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными
двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв
на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек
сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе
тесной двойной звезды – вспышка сверхновой I типа. Взрыв массивной звезды в конце своей
эволюции – взрыв сверхновой II типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция
звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на
главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания
водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд и гравитационный коллапс и взрыв с
образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста
звёздных скоплений и отдельных звёзд, проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике. Образование отражательных туманностей. Причины свечения
диффузных туманностей. Концентрация газовых и пылевых туманностей в Галактике. Рассеянные
и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений.
Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения
скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения
движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной
дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их
связь с взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Классификация галактик по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных,
эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение
расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них. Активные
галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие
галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр
в них. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса
межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик.
Оценка массы тёмной материи в скоплениях.
Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон
всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении
Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для
построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с
распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней
плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова
и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель
"горячей Вселенной" и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной.
Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции
Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой

температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое
осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни
Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение
общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в
далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного
отталкивания. Тёмная энергия и её влияние на массу Вселенной по мере её расширения. Природа
силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за
движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их
прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях
экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и
разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во
Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки
обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АСТРОНОМИИ
№
Наименование разделов и тем
часы
п/п
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия
Млечный Путь – наша Галактика
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8
9

2
5
3
7
7
2
3
2
3
34

4. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АСТРОНОМИИ

1 Введение в
астрономию

2
Астрометрия

2

5

Количеств
о часов

Раздел

Количеств
о часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)
Темы
Структура
масштабы
Вселенной
Далекие
глубины
Вселенной

и

Звёздное небо.
Небесные
координаты.
Видимое
движение планет
и Солнца.
Движение Луны

1

1

1
1
1

1

Предметные
результаты

УУД

воспроизводить сведения
по истории развития
астрономии, ее связях с
физикой и математикой.
использовать полученные
ранее
знания
для
объяснения устройства и
принципа
работы
телескопа.

формирование
учебнопознавательного
интереса
к
новому
материалу,
способам
решения
новой
задачи

воспроизводить
определения терминов и
понятий (созвездие, высота
и кульминация звезд и
Солнца,
эклиптика,
местное, поясное, летнее и
зимнее время);

самостоятельно
определять цели,
задавать
параметры
и
критерии,
по
которым можно
определить, что

Личностные
результаты
осознание
важности
изучения
астрономии,
проведение
наблюдения,
формирование
познавательных
интересов.
убежденность в
возможности
познания
природы
формирование
убежденности в
возможности
познания
законов природы
и
их
использования

и затмения.
Время
календарь.

3 Небесная
механика

3

и

Система мира.
Законы Кеплера
движения
планет.
Космические
скорости и
межпланетные
перелёты.

1

1
1

1

объяснять необходимость
введения високосных лет и
нового
календарного
стиля;
объяснять наблюдаемые
невооруженным
глазом
движения звезд и Солнца
на
различных
географических широтах,
движение и фазы Луны,
причины затмений Луны и
Солнца;
применять звездную карту
для поиска на небе
определенных созвездий и
звезд.

цель достигнута;
использовать
различные
модельносхематические
средства
для
представления
существенных
связей
и
отношений,
а
также
противоречий
искать и находить
обобщенные
способы решения
задач,
в
том
числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить
на его основе
новые (учебные и
познавательные)
задачи;
развернуто,
логично и точно
излагать
свою
точку зрения с
использованием
адекватных
(устных
и
письменных)
языковых
средств;

воспроизводить
исторические сведения о
становлении и развитии
гелиоцентрической
системы мира;
воспроизводить
определения терминов и
понятий
(конфигурация
планет, синодический и
сидерический
периоды
обращения
планет,
горизонтальный параллакс,
угловые размеры объекта,
астрономическая единица);
вычислять расстояние до
планет
по
горизонтальному
параллаксу, а их размеры
по угловым размерам и

самостоятельно
определять цели,
задавать
параметры
и
критерии,
по
которым можно
определить, что
цель достигнута;
находить
и
приводить
критические
арументы
в
отношении
действий
и
суждений
другого; спокойно
и
разумно
относиться
к
критическим
замечаниям
в

на
благо
развития
человеческой
цивилизации;
формирование
умения
управлять своей
познавательной
деятельностью,
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и
самообразовани
ю,
а
также
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной
деятельности на
основе
устойчивых
познавательных
интересов;
ориентация
на
достижение
личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределени
ю, способность
ставить цели и
строить
жизненные
планы;
мировоззрение,
соответствующе
е современному
уровню развития
науки,
значимость
науки,
готовность
к
научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и
открытиях
мировой
и
отечественной
науки;
-

4 Строение
Солнечной
системы

7

Современные
представления о
строении и
составе
Солнечной
системы.
Планета Земля.
Луна и её
влияние на
Землю.
Планеты земной
группы.
Планетыгиганты.
Планетыкарлики.
Малые тела.
Солнечной
системы.

1

1
1

1
1

1

1

Современные
представления о
происхождении
Солнечной
системы

расстоянию;
формулировать
законы
Кеплера, определять массы
планет на основе третьего
(уточненного)
закона
Кеплера;
описывать
особенности
движения тел Солнечной
системы под действием
сил тяготения по орбитам с
различным
эксцентриситетом;
объяснять
причины
возникновения приливов
на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной
системы;
характеризовать
особенности движения и
маневров
космических
аппаратов
для
исследования
тел
Солнечной системы.
формулировать
и
обосновывать
основные
положения
современной
гипотезы о формировании
всех
тел
Солнечной
системы
из
единого
газопылевого облака;
определять и различать
понятия
(Солнечная
система,
планета,
ее
спутники, планеты земной
группы, планеты-гиганты,
кольца планет, малые тела,
астероиды,
планетыкарлики,
кометы,
метеороиды,
метеоры,
болиды, метеориты);
описывать природу Луны
и объяснять причины ее
отличия от Земли;
перечислять существенные
различия природы двух
групп планет и объяснять
причины
их
возникновения;
проводить
сравнение
Меркурия,
Венеры
и
Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу
атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений
природы этих планет;
объяснять
механизм
парникового эффекта и его
значение
для
формирования
и
сохранения
уникальной
природы Земли;

отношении
собственного
суждения,
рассматривать их
как
ресурс
собственного
развития;
осуществлять
деловую
коммуникацию
как
со
сверстниками, так
и со взрослыми

формирование
умения
управлять своей
познавательной
деятельностью,
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и
самообразовани
ю,
а
также
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной
деятельности на
основе
устойчивых
познавательных
интересов

самостоятельн
о
определять
цели, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности
и
жизненных
ситуациях;
оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной
ранее цели;
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию;
осуществлять
деловую
коммуникацию
как
со
сверстниками, так
и со взрослыми
(как
внутри
образовательной
организации, так
и
за
ее
пределами);

формировани
е
умения
управлять своей
познавательной
деятельностью,
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и
самообразовани
ю,
а
также
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной
деятельности на
основе
устойчивых
познавательных
интересов;
формировани
е убежденности
в возможности
познания
законов природы
и
их
использования
на
благо
развития
человеческой
цивилизации;
чувство
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край,
свою
Родину, прошлое
и
настоящее

5Астрофизик
а и звёздная
астрономия

6 Млечный
путь

7

2

Методы
астрофизических
исследований.
Солнце.
Внутреннее
строение и
источник
энергии Солнца.
Основные
характеристики
звёзд.
Белые карлики,
нейтронные
звёзды, чёрные
дыры. Двойные,
кратные и
переменные
звёзды.
Новые и
сверхновые
звёзды.
Эволюция звёзд.
Газ и пыль в
Галактике.

1

Рассеянные и
шаровые

1

1
1

1

1

1

1

описывать
характерные
особенности
природы
планет-гигантов,
их
спутников и колец;
характеризовать природу
малых тел Солнечной
системы
и
объяснять
причины их значительных
различий
определять и различать
понятия (звезда, модель
звезды,
светимость,
парсек, световой год);
характеризовать
физическое
состояние
вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
описывать
внутреннее
строение
Солнца
и
способы передачи энергии
из центра к поверхности;
объяснять
механизм
возникновения на Солнце
грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые
проявления
солнечной
активности и их влияние
на Землю;
вычислять расстояние до
звезд
по
годичному
параллаксу;
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
последовательностей
на
диаграмме
«спектр
светимость»;
сравнивать
модели
различных типов звезд с
моделью Солнца;
объяснять
причины
изменения
светимости
переменных звезд;
описывать
механизм
вспышек
Новых
и
Сверхновых;
оценивать
время
существования звезд в
зависимости от их массы;
описывать
этапы
формирования и эволюции
звезды;
характеризовать
физические особенности
объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции
звезд: белых карликов,
нейтронных
звезд
и
черных дыр.
объяснять смысл понятий
(шаровые
звёздные

многонациональ
ного
народа
России

самостоятельн
о
определять
цели,
задавать
параметры
и
критерии,
по
которым можно
определить, что
цель достигнута;
оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности,
собственной
жизни и жизни
окружающих
людей,
основываясь
на
соображениях
этики и морали;
находить
и
приводить
критические
аргументы
в
различных
отношении
действий
и
суждений
другого;
спокойно
и
разумно
относиться
к
критическим
замечаниям
в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать их
как
ресурс
собственного
развития;
развернуто,
логично и точно
излагать
свою
точку зрения с
использованием
адекватных
(устных
и
письменных)
языковых средств

формирование
умения
управлять своей
познавательной
деятельностью,
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и
самообразовани
ю,
а
также
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной
деятельности на
основе
устойчивых
познавательных
интересов;
формирование
убежденности в
возможности
познания
законов природы
и
их
использования
на
благо
развития
человеческой
цивилизации;
ориентация
на
достижение
личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределени
ю, способность
ставить цели и
строить
жизненные
планы

ставить
и
формулировать

формирование
умения находить

звёздные
скопления.
Сверхмассивная
чёрная дыра в
центре Млечного
Пути.

7 Галактики

3

Классификация
галактик
Активные
галактики и
квазары
Скопления
галактик

1

1
1

1

скопления,
рассеянные
звёздные скопления);
определять наличие пыли
в межзвездной среде;
объяснять
причины
вызывающие нагревание и
охлаждение межзвездного
газа и пыли; — определять
по диаграмме «Спектрсветимость»
возраст
скоплений и звезд, в них
входящих

собственные
задачи
в
образовательной
деятельности
и
жизненных
ситуациях;
оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной
цели;
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить
на его основе
новые (учебные и
познавательные)
задачи;
выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию,
избегая
личностных
оценочных
суждений.

Определять по характеру
вращения галактик массу
галактики
и
ее
распределение
вдоль
радиуса;
объяснять смысл понятий
(квазары, темная материя,
каплеровская скорость);
распознавать
типы
галактик
(спиральные,
эллиптические,
неправильные);
характеризовать основные
параметры
Галактики
(размеры,
состав,
структура и кинематика);
формулировать
закон
Хаббла;
определять расстояние до
галактик на основе закона
Хаббла; по светимости
Сверхновых;
оценивать
возраст
Вселенной
на
основе
постоянной Хаббла;
обосновывать
справедливость
модели

выбирать путь
достижения цели,
планировать
решение
поставленных
задач,
оптимизируя
материальные и
нематериальные
затраты
организовыват
ь
эффективный
поиск ресурсов,
необходимых для
достижен
ия поставленной
цели; искать и
находить
обобщенные
способы решения
задач,
в
том
числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить
на его основе
новые (учебные и

адекватные
способы
поведения,
взаимодействия
и
сотрудничества в
процессе
учебной
и
внеучебной
деятельности,
проявлять
уважительное
отношение
к
мнению
оппонента в ходе
обсуждения
спорных
проблем науки.
ориентация
на
достижение
личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределени
ю, способность
ставить цели и
строить
жизненные
планы
формирование
познавательной
и
информационно
й культуры, в
том
числе
навыков
самостоятельной
работы
с
книгами
и
техническими
средствами
информационны
х
технологий;
чувство
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край,
свою
Родину, прошлое
и
настоящее
многонациональ
ного
народа
России;
формирование
умения
управлять своей
познавательной

8 Строение и
эволюция
Вселенной

2

Конечность и
бесконечность
Вселенной

1

Модель «горячей
Вселенной»

1

Фридмана
результатами
наблюдений
«красного
смещения» в спектрах
галактик

познавательные)
задачи;
развернуто,
логично и точно
излагать
свою
точку зрения с
использованием
адекватных
(устных
и
письменных)
языковых средств

интерпретировать
обнаружение реликтового
излучения
как
свидетельство в пользу
гипотезы
Горячей
Вселенной
объяснять смысл понятий
(космология, Вселенная,
модель
Вселенной,
Большой
взрыв,
реликтовое излучение);
классифицировать
основные
периоды
эволюции Вселенной с
момента
начала
ее
расширения
Большого
взрыва;

сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной
заранее целью.
самостоятельно
определять цели,
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности
и
жизненных
ситуациях;
использовать
различные
модельносхематические
средства
для
представления
существенных
связей
и
отношений,
а
также
противоречий,
выявленных
в
информационных
источниках;
при
осуществлении
групповой работы
быть
как
руководителем,
так и членом
команды в разных
ролях (генератор
идей,
критик,
исполнитель,
выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и
выполнять работу
в
условиях
реального,

деятельностью,
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и
самообразовани
ю,
а
также
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной
деятельности на
основе
устойчивых
познавательных
интересов
ориентация
на
достижение
личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределени
ю, способность
ставить цели и
строить
жизненные
планы;
мировоззрение,
соответствующе
е современному
уровню развития
науки,
значимость
науки,
готовность
к
научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о
передовых
достижениях и
открытиях
мировой
и
отечественной
науки;
формирование
познавательной
и
информационно
й культуры, в
том
числе
навыков
самостоятельной

виртуального
и
комбинированног
о взаимодействия

9
Современны
е проблемы
астрономии

3

Ускоренное
расширение
Вселенной и
тёмная энергия.
Обнаружение
планет возле
других звёзд.
Поиск жизни и
разума во
Вселенной.

1

1

1

систематизировать знания
о методах исследования и
со временном состоянии
проблемы существования
жизни
во
Вселенной.
интерпретировать
современные данные об
ускорении
расширения
Вселенной как результата
действия
антитяготения
«темной энергии» вида
материи, природа которой
еще неизвестна.

Список литературы
1)Основная учебно-методическая литература.
 Учебник: Чаругин В.М, Астрономия (базовый уровень):

оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности,
собственной
жизни и жизни
окружающих
людей,
основываясь
на
соображениях
этики и морали;
оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной
цели;
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию
с
разных позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных
источниках;
выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию,
избегая
личностных
оценочных
суждений.
осуществлять
деловую
коммуникацию
как
со
сверстниками, так
и со взрослыми
(как
внутри
образовательной
организации, так
и
за
ее
пределами);

работы
с
книгами
и
техническими
средствами
информационны
х технологий
формирование
умения находить
адекватные
способы
поведения,
взаимодействия
и
сотрудничества в
процессе
учебной
и
внеучебной
деятельности,
проявлять
уважительное
отношение
к
мнению
оппонента в ходе
обсуждения
спорных
проблем науки.
формирование
умения
управлять своей
познавательной
деятельностью,
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и
самообразовани
ю,
а
также
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной
деятельности на
основе
устойчивых
познавательных
интересов;
формировани
е убежденности
в возможности
познания
законов природы
и
их
использования
на
благо
развития
человеческой
цивилизации

 3) Интернет-ресурс
 1. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
 2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
 3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 4. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
 5. www .festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».