ОДНКНР (5-6 классы)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
СТ. ПЕРЕЯСЛОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ И.Ф. МАСЛОВСКОГО
(МБОУ СОШ № 15)

РАССМОТРЕНО
председателем ШМО
учителей истории,
обществознания,
кубановедения

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебновоспитательной работе

УТВЕРЖДЕНО
Директор

________________________ ________________________ ________________________
Дужая И.Н.
Агеева О.А.
Колодина Л.П.
Приказ №
«29» августа 2024 г.
Пртокол № 1
от «30» августа 2024 г.
от «26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для 5 - 6 класса основного общего образования
на 2024-2026 учебный год

Составитель: Колодина Людмила Петровна, Гудим Наталия Андреевна,
Ткачёва Анна Анатольевна, учителя истории, обществознания и кубановедения

ст. Переясловская, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» для обучающихся 5–6-х классов разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 концепции преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
 примерной рабочей программы по ОДНКНР, размещенной на сайте ИСРО РАО:
https://edsoo.ru/Aprobaciya_primernih_rabo.htm.
Цели изучения учебного курса:
 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и
мирного
сосуществования
народов,
религий,
национальных культур;
 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Достижение
целей
изучения
учебного курса
обеспечивает
решение
учебнометодических задач:
 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
 становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
 формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
2

воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному
и культурному наследию народов России;
 содействие
осознанному формированию
мировоззренческих
ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
 расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
 углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России,
их роли в развитии современного общества;
 формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
 воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к
людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур,
находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
 пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих
культурных стратегий и идеалов;
 осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
 раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
 формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций,
способствующих развитию общества в целом;
 получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а следовательно, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и
культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков
и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных
ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
 развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для
активной самостоятельной познавательной деятельности.
Данная рабочая программа разработана с учетом региональной специфики в
соответствии с концепцией преподавания ОДНКНР. В содержание разделов включены
отдельные темы по ознакомлению с культурным наследием, ключевыми историческими
личностями и самобытными историко-культурными явлениями Краснодарского края.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном
плане.


3

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» является обязательной для изучения. Данная программа
направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
5—6 классах. В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1
учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и
нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный
народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык
как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие.
Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в
жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства
России.
Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными
ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность.
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни
общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России.
Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения
нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию
человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов
России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества.
Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг
человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства,
человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
4

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России.
Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в
истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему
человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация
духовно-нравственных ценностей
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и
почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества.
Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление
действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения?
Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего
Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники
важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть
культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи.
Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России.

5

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и
фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов
России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности.
Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России.
Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир.
Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности
народов России.
6 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние
и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования
социального облика общества. 14 Примерная рабочая программа
Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в
ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур.
Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная
деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных
укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда.
Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в
истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов
образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной
традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в
Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории.
Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как
источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество:
его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения
материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
6

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека.
Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость
развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и
гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях.
Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его
особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовнонравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и
его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность
важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я
люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его
экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда,
ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование.
Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном
измерении.
Дружба,
предательство.
Коллектив.
Личные
границы
Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих
явлений в культуре общества. 16 Примерная рабочая программа
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие.
Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные
блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовноравственной культуры народов
России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. илософия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный
долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в
целом.

7

Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в
общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их
истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг
гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало.
Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
основы духовно-нравственной культуры народов россии. 5—6 классы 17
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен
обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через
добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре.
Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема Человек и культура
(проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Гражданское воспитание:
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли

8

культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
- сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и
народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России;
- готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания):
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
9

- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность
к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
10

- работать индивидуально и в группе:
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Раздел

Кол
-во
час

Тематически 11
й блок 1.
«Россия —
наш общий
дом»

Темы

Колво
час

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на уровне универсальных учебных
действий)

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»?
Наш дом — Россия
Многонациональный народ
Российской Федерации.
Язык и история
Русский
язык —
язык

1

-понимать
цель
и 1,2,4
предназначение курса;
- иметь представление о
содержании данного курса, об
угрозах
духовнонравственному
единству
страны;
- понимать взаимосвязь между

1
1
1
1
11

Основные
направления
воспитательной
деятельности

общения
и
язык
возможностей
Истоки родной культуры
Материальная культура
Духовная культура
Культура и религия
Культура и образование
Многообразие
культур
России
(практическое
занятие)

Тематически 6
й блок 2.
«Семья
и
духовнонравственные
ценности»

Семья
—
хранитель
духовных ценностей
Родина начинается с семьи
Традиции
семейного
воспитания в России
Образ семьи в культуре
народов России
Труд в истории семьи
Семья в современном мире
(практическое занятие)

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Тематически 3
й блок 3.
«Духовнонравственно
е богатство
личности»

Личность — общество — 1
культура
Духовный мир человека. 1
Человек — творец культуры
Личность
и
духовно- 1
нравственные ценности

Тематически 13
й блок 4.
«Культурное
единство
России»

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность
Литература
как
язык
культуры
Взаимовлияние культур
Духовно-нравственные
ценности
российского
народа
Регионы России: культурное
многообразие
Праздники
в
культуре

1

1
1
1

1
1
12

языком и культурой, духовнонравственным;
личности
гражданина
единству страны;
- понимать взаимосвязь между
языком и культурой, духовнонравственным;
-уметь обосновать важность
русского
языка
как
культурообразующего языка
народов России, важность его
для
существования
государства и общества.
- иметь представление о 3,6,7
взаимосвязях между типом
культуры и особенностями
семейного быта и отношений
в семье;
- составить рассказ о своей
семье в соответствии с
культурно-историческими
условиями её существования;
- осознавать и доказывать
важность семьи как хранителя
традиций и её воспитательную
роль.
- понимать и объяснять
специфику
семьи
как
социального
института,
характеризовать
роль
домашнего
труда
и
распределение экономических
функций в семье.
- обосновать взаимосвязь и 1,3
взаимообусловленность
человека и общества, человека
и культуры;
- понимать и объяснять
различия между обоснованием
термина «личность» в быту, в
контексте
культуры
и
творчества
обосновывать 3,4,5
происхождение
духовных
ценностей, понимание идеалов
добра и зла;
- знать и уметь объяснить
взаимосвязь
труда
и
творчества;
- находить и обозначать
средства
выражения
морального и нравственного
смысла
в
литературных
произведениях;

народов России
Памятники
в
культуре
народов России
Музыкальная
культура
народов России
Изобразительное искусство
народов России
Фольклор
и
литература
народов России
Бытовые традиции народов
России: пища, одежда, дом
(практическое занятие)
Культурная карта России
(практическое занятие)
Единство страны — залог
будущего России
Итоговое повторение

6 класс
Тематически 8
й блок 1.
«Культура
как социальность»

Тематически 10
й блок 2.
«Человек и
его
отражение в
культуре»

- понимать и обосновывать
важность
сохранения
культурного наследия;
- объяснить суть и значение
духовно-нравственных
ценностей:
жизнь,
достоинство, права и свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение
Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая
семья, созидатель-ный труд,
приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь,
историческая
память
и
преемственность поколений,
единство народов России с
опорой на культурные и
исторические
особенности
российского народа.

1
1
1
1
1

1
1
1

Мир культуры: его структура
Культура
России:
многообразие регионов
История быта как история
культуры
Прогресс:
технический
и
социальный
Образование
в
культуре
народов России
Права и обязанности человека
Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие
Современный мир: самое
важное
(практическое
занятие)

1
1

Духовно-нравственный облик
и идеал человека
Взросление
человека
в
культуре народов России
Религия
как
источник
нравственности
Наука как источник знания о
человеке
Этика и нравственность как
категории духовной культуры
Самопознание (практическое
занятие)
Труд
делает
человека
человеком

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

13

- различать субъекты и 1,3,5
федеральные округа, уметь
показать
их
на
административной карте;
-объяснять принцип равенства
прав каждого человека, вне
зависимости
от
его
принадлежности к тому или
иному народу;
-находить
и
объяснять
зависимость
ценностных
ориентиров народов России от
их локализации в конкретных
климатических, географических и культурно-исторических
условиях;
- доказывать взаимозави- 2,4,5,7, 6
симость членов общества,
роль
созидательного
и
добросовестного труда для
создания
социально
и
экономически благоприятной
среды;
-понимать специфику каждой
ступени
образования,
характеризовать
историю
формирования
комплекса
понятий, связанных с правами.
-объяснять, как проявляется
мораль и нравственность через

Тематически 8
й блок 3.
«Человек как
член
общества»

Тематически 8
й блок 4.
«Родина
и
патриотизм»

Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние
Проблемы
современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные
ориентиры
социальных
отношений
Гуманизм как сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов России
Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного
облика общества
Выдающиеся благотворители
в истории.
Благотворительность
как
нравственный долг
Выдающиеся учёные России.
Наука
как
источник
социального и духовного
прогресса общества
Моя профессия (практическое
занятие)

1
1

Гражданин
Патриотизм
Защита Родины: подвиг или
долг?
Государство. Россия — наша
родина
Гражданская
идентичность
(практическое занятие)
Моя школа и мой класс
(практическое занятие)
Человек:
какой
он?
(практическое занятие)
Человек и культура (проект)

1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

14

описание личных качеств
человека;
-понимать различие между
процессами антропогенеза и
антропосоциогенеза;
излагать
нравственные 2,3,4,7
принципы
государствообразующих
конфессий
России
обосновывать
важность и необходимость
нравственности
для
социального
благополучия
общества и личности.
-доказывать и обосновывать
свои нравственные убеждения.
осознавать и демонстрировать
значимость
трудолюбия,
трудовых
подвигов,
социальной ответственности
осознавать роль малых и
больших социальных групп в
нравственном
состоянии
личности;
- осознавать и обосновывать
ответственность личности при
выборе
социальных
профессий;
-обосновывать преимущества
выбранной
профессии,
характеризовать её вклад в
общество.
-понимать
духовнонравственный
характер
патриотизма,
ценностей
гражданского самосознания;
различать истинный и ложный
патриотизм
через
ориентированность
на
ценности
толерантности,
уважения к другим народам,
-доказывать
важность
сохранения мира и согласия;
-щхарактеризовать
свою
гражданскую идентичность, её
составляющие:
этническую,
религиозную,
гендерную
идентичности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».