Программа воспитательной работы пришкольного лагеря дневного пребывания «Время Первых» на базе МБОУ СОШ № 15

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №15 ст. Переясловской муниципального
образования Брюховецкий район
имени И.Ф. Масловского

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 15
Приказ № _____ от «__» _______2025 г.
________________И.Н.Дужая

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
пришкольного лагеря дневного пребывания «Время Первых»
на базе МБОУ СОШ № 15

2

I. Общие положения
1.

Программа

воспитательной

работы

пришкольного

лагеря

дневного пребывания «Время Первых» на базе муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
15

ст.

Переясловской

образования

Брюховецкий

район

имени

И.Ф.Масловского (МБОУ СОШ № 15) (далее - Программа) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 № 543-ФЗ и на
основании Федеральной программы воспитательной работы для организаций
отдыха детей и их оздоровления, утвержденной Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации №209 от 17.03.2025. Данная Программа
направлена

на

обеспечение

единства

воспитательного

пространства,

ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной деятельности
в организациях отдыха детей и их оздоровления.
2.

Программа

направлена

на

сохранение

и

укрепление

традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым
относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет

духовного

справедливость,

над

материальным,

коллективизм,

гуманизм,

взаимопомощь

и

милосердие,

взаимоуважение,

историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
3.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических

особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов
России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной
социализации, формированию экологического сознания и эстетического
вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах
творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности

3

семьи,

дружбы,

труда

и

знаний,

поддержанию

физического

и

психологического здоровья.
4.

Методологической основой разработки и реализации Программы

воспитательной работы являются два основных подхода: системнодеятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный

подход

подразумевает

организацию

воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальным образом организованной совместной деятельности детей,
вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических
техник и методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи
нравственных качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места
ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к
непрерывному саморазвитию.
5.

Принципы реализации Программы:

- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
-

принцип

системности,

непрерывности

и

преемственности

воспитательной деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей
детей;
-

принцип

реальности

и

измеримости

итогов

деятельности.

II. Целевой раздел Программы

воспитательной

4

6.

Целью Программы является актуализация, формирование и

внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в
сфере организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой
системой воспитания и государственной политики в области образования
подрастающего поколения в Российской Федерации.
7.
-

Задачами Программы являются:
разработка

единых

подходов

к

воспитательной

работе

педагогического коллектива организации отдыха детей и их оздоровления, а
также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и
развивающие программы в сфере детского отдыха;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации
воспитательной деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в
их применении к

процессу воспитания,

формирования и развития

субъектности детей в условиях временного детского коллектива;
- разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
8. При реализации цели Программы

учитываются возрастные

особенности участников смен пришкольного лагеря дневного пребывания
«Время Первых» на базе МБОУ СОШ № 15:
7 — 10 лет — дети младшего школьного возраста;
1 1 — 14 лет — дети среднего школьного возраста.
9.

Конкретизация цели воспитательной работы применительно к

возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты:
9.1.

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым

приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
участниками социально значимых знаний — базовых норм поведения и

5

культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте
направлено на формирование у детей представлений о гражданских,
нравственных и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности
к семье, коллективу и Родине.
9.2.

В воспитании детей среднего школьного возраста целевым

приоритетом является создание условий для развития социально значимых и
ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена
на формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного
отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и
культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и
навыки взаимодействия с окружающими.
10.

Разделы Программы раскрывают особенности формирования

содержания воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек»
определяют ключевые сквозные векторы содержания инвариантных и
вариативных модулей в воспитательной работе пришкольного лагеря
дневного пребывания «Время Первых» на базе МБОУ СОШ № 15.

III. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в
пришкольном лагере дневного пребывания «Время Первых» на базе МБОУ
СОШ

№

15

заложены

базовые

ценности,

которые

способствуют

всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных
условиях.
Основные направления воспитательной работы пришкольного лагеря
дневного пребывания «Время Первых» на базе МБОУ СОШ № 15 включают
в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к многонациональному народу России как источнику власти в российском

6

государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России,

формирование традиционных российских

семейных

ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности,

трудовую

деятельность,

получение

профессии,

личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
физическое
образа

жизни

воспитание,
и

формирование

эмоционального

культуры

благополучия:

здорового
компонент

здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического
климата,

обеспечение

рациональной

и

безопасной

организации

оздоровительного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной
работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение
детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей; познавательное
направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,

7

природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных
интересов и общественных потребностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.
12.

В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются

такие категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с
античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей
культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями
человечества. Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы на
тему: «Жизнь замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы
нравственного поведения, через знакомство с историческими деятелями
науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками отечества.
Задавая

подобные

примеры,

вожатым

и

педагогам

рекомендуется

конкретизировать стремления, идеалы ребят, убеждать в целесообразности
тех взглядов, поступков, которые стимулируют самовоспитание;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и
общероссийским культурным наследием в области искусства, литературы,
музыки,

изобразительного

творчества,

архитектуры,

театра,

балета,

кинематографа, мультипликации. Знакомя ребят с историей человечества, с
мировой культурой и наукой важно создать такие условия, при которых
воспитанников будет окружать как можно больше положительных примеров,
а упоминая отрицательные примеры, формировать негативное отношение к
отрицательным действиям и поступкам.
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры
мира, позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию
культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и
сотрудничества. Мероприятия, которые помогают понять, что мир является
основой благополучия каждого человека и человечества в целом.

8

события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к
знаниям, образованию, создание единого интеллектуального пространства,
позволяющего популяризировать формы детского интеллектуального досуга:
а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;
б) организация конструкторской, исследовательской и проектной
деятельности;
в) просмотр научно-популярных фильмов;
г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты,
диспуты.
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и
национальных языков, родного края, населенного пункта как культурного
пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и
нематериального наследия. Знакомство детей и подростков не только с
красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего
населенного пункта, края, региона, страны;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного
воспитания. Проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей,
честности, справедливости и милосердия. Формат: открытые беседы, где дети
делятся своими мыслями и учатся слушать других.
13.

В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются

пять комплексов мероприятий:
13.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:
церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации;

9

торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации проводится в день открытия (закрытия) смены и в
дни государственных праздников Российской Федерации;
дни единых действий. Государственные праздники и события, Дни
воинской славы России, памятные и юбилейные мероприятия регионального
и федерального уровней, которые обязательно включаются в календарный
план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным
методическим рекомендациям и материалам. Перечень дополняется и
актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями
общероссийского,

регионального,

местного

значения,

документами

Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
перечнями

рекомендуемых

воспитательных

событий

Министерства

просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями
исполнительных органов власти в сфере образования;
использование в работе материалов культурно-просветительского
проекта «Цивилизационное наследие России» – важнейшего ресурса в
воспитании подрастающего поколения, который включает в себя знания о
родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и
масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных
решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах.
Каждый ребенок должен понимать, что цивилизационное наследие России
прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные
исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также
памятники культуры.
13.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и
безопасностью, защитой российского общества, народа России, памяти
защитников

Отечества

и

подвигов

героев

Отечества,

сохранением

исторической правды. Форматы мероприятий:
«Час Памяти», «Час Мужества». Через проведение тематических
занятий необходимо показать ребятам важность сохранения памяти о

10

подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от
фашистской

агрессии,

о

геноциде

советского

народа,

о

военных

преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;
вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без
срока давности», который нацелен на патриотическое воспитание детей и
подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным
российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру,
милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга;
посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.
13.3. Третий

комплекс

мероприятий

направлен

на

служение

российскому обществу и исторически сложившемуся государственному
единству, и приверженности Российскому государству и раскрывает
многообразие

национальностей

России,

российского

общества:

национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и
во

взаимодействии

с

Общероссийским

общественно-государственным

движением детей и молодежи (далее — Движение Первых).
С

целью формирования

самосознания

могут

у

проводиться

детей и

подростков

информационные

гражданского

часы

и

акции

«Государственная символика России», «День флага», «Отец, отчизна,
Отечество», «Защищать Родину – это почетный долг», «Дети на защите
Отечества», «Герои моей семьи», «Бессмертный полк».
13.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языкомгосударственным языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:
организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе
и культуре, способствует погружению участников в мир словесного
искусства. Каждая выставка раскрывает определенную тему, знакомит с

11

произведениями классиков и современных авторов, отражает богатство и
выразительность русского языка. Такие мероприятия вдохновляют на чтение,
стимулируют интерес к языковому наследию и развивают вкус к литературе;
культурно-просветительские

мероприятия,

направленные

на

знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и
искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся
писателям, поэтам и языковым традициям России. Эти события и
мероприятия помогают детям и подросткам осознать значимость языка как
ключевого элемента национальной идентичности, вдохновляют на изучение
русского слова и пробуждают интерес к его сохранению и развитию;
«Сквозные проекты», включающие игры и акции, связанные с
орфографией и пунктуацией. Эти проекты направлены на развитие языковой
грамотности через увлекательные форматы. Сквозные игры, такие как:
«Орфографический марафон» или «Пунктуационная дуэль», которые
вовлекают участников в процесс изучения правил русского языка в игровой
форме. Такие проекты формируют устойчивые навыки письма и любви к
родному языку;
конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и
подросткам раскрыть творческий потенциал. Соревнования, такие как:
«Знаток русского языка» или «Слоговая головоломка»;
коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок;
литературные конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных
праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых
выражений о родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах,
выраженных точным и красивым русским языком.
13.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой
Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы
перед будущими поколениями и бережным отношением в использовании
природных ресурсов.
Формы мероприятий:

12

экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания
детей; экскурсии по территории Краснодарского края, знакомящие детей с
природными объектами, позволяющие изучать природные объекты в
естественной среде, обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в
целостной экосистеме; беседы об особенностях Краснодарского края; акции,
демонстрирующие преимущества раздельного сбора твердых коммунальных
отходов, повторного использования, бережного отношения к ресурсам: воде,
электричеству, которые учат детей минимизировать или ликвидировать вред,
наносимый природе; свод экологических правил в отряде и в целом в
пришкольном лагере дневного пребывания «Время Первых» на базе МБОУ
СОШ № 15; конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую
тематику; встречи и беседы с Юннатами.
14.

Общий блок реализации содержания «Человек» отражает

комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового
образа жизни, личной и общественной безопасности.
Реализация

воспитательного

потенциала

данного

блока

предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий:
зарядка, спортивные игры и соревнования; беседы, направленные на
профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям
физкультурой

и

спортом;

создание

условий

для

физической

и

психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления, профилактика травли в детской и подростковой
среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в
организации; проведение целенаправленной работы всего педагогического
коллектива

по

созданию

эффективной

профилактической

среды

и

обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности; проведение инструктажей и игр, знакомящих
с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами
пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом,

13

правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных
местах, правилами поведения при массовом скоплении людей; проведение
тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых
веществ;

разработка

воспитательных

и

реализация

мероприятий:

разных

форм

антиалкогольные,

профилактических
против

курения,

безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы
в

социальных

сетях,

в

деструктивные

молодежные,

религиозные

объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного
движения,

противопожарной

антитеррористической,

безопасность,

антиэкстремистской

гражданской

безопасности;

обороны,
организация

превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению; поддержка инициатив
детей, вожатых и педагогических работников в сфере укрепления
безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций,
организация

деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению

познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое
общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная,
религиозно-духовная, благотворительная, искусство);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей
и подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству; игры,
проекты,

мероприятия,

направленные

на

формирование

бережного

отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей,
воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;
подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с
ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием
проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
15.

Инвариантные общие содержательные модули включают:

15.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».

14

Спортивно-оздоровительная работа пришкольном лагере дневного
пребывания «Время Первых» на базе МБОУ СОШ № 15 включает в себя
организацию оптимального двигательного режима с учетом возраста детей и
состояния их здоровья. Физическое воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми
по графику, максимально на открытых площадках; утренней вариативной
зарядки

(спортивная,

танцевальная,

дыхательная,

беговая,

игровая);

режимных моментов; спортивно-массовых мероприятий, предполагающих
эстафеты, спортивные соревнования, викторины, конкурсы; организации
работы по знакомству с правилами здорового питания с использованием
материалов официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
15.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной,

ответственной,

самостоятельно

мыслящей,

творческой

личности, соотносится с задачами государственной политики в области
интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
российских

духовно-нравственных

ценностей,

а

также

является

инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических
ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности, в
деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная

работа

предполагает

просмотр

отечественных

кинофильмов, концертов и литературно-музыкальных композиций; участие в
виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений, чтений
по ролям; постановки театрализованных инсценировок русских песен;
реализацию иных форм мероприятий на основе и с привлечением
произведений, созданных отечественными учреждениями культуры, в том
числе в рамках тематического дня.

15

Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура
России» возможна с использованием различных безвозмездных электронных
ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная
электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека,
Президентская библиотека и других.
15.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое

сопровождение

представляет

собой

описание работы педагога-психолога, которая базируется на соблюдении
следующих принципов:
принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на
основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации
третьим

лицам,

информация

должна

быть

представлена

в

форме,

исключающей ее использование против интересов обратившегося);
принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор
методов);
принцип этической и юридической правомочности (все действия
должны

соответствовать

нормативным

правовым

документам,

регламентирующим деятельность педагогов-психологов);
принципы
обуславливают

коллегиальности
совместную

и

деятельность

диалогового
субъектов

взаимодействия
психологического

сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного
уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе
реализации программ;
принцип

системности

предполагает,

что

психологическое

сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная
деятельность, в основе которой лежит опора на современные достижения в
области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных
компонентов;

16

принцип рациональности лежит в основе использования форм и
методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость
их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для
ребенка;
принцип добровольности участия в психологических процедурах.
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод,
провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами,
принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Комплексная работа социально-психологической службы включает в
себя взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционноразвивающее, консультационно-просветительскую, профилактическую.
Формы

сопровождения:

консультирование,

диагностика,

коррекционно-развивающая работа, профилактика; просвещение; экспертиза.
15.4. Модуль «Детское самоуправление».
15.4.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления:
самоуправление пришкольном лагере дневного пребывания «Время Первых»
на базе МБОУ СОШ № 15 складываться из деятельности временных и
постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся:
дежурный

отряд.

Постоянно

действующие

органы

самоуправления

включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов.
15.4.2.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных

по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы
отряда в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при
взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их
оздоровления.
15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции детей направлена на формирование у детей
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение
их в совместную деятельность в воспитательных целях.

17

Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
детей); соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил
поощрения

(наличие

положения

о

награждениях,

соблюдение

справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты
награждений

(недопущение

избыточности

в

поощрениях,

чрезмерно

больших групп поощряемых); сочетания индивидуального и коллективного
поощрения в целях стимулирования индивидуальной и коллективной
активности детей, преодоления межличностных противоречий между
детьми, получившими и не получившими награды; дифференцированности
поощрений

(наличие

уровней

и

типов

наград

позволяет

продлить

стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя набор педагогических средств, приемов, методов,
обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и
коллективного роста отряда.
Поощрения

социальной

успешности

и

проявлений

активной

жизненной позиции детей происходит на организационном уровне и
предполагает привлечение ребенка к участию в делах отряда и всей
организации отдыха детей и их оздоровления, включение в органы
самоуправления, где ребенку предоставляется право голоса при решении
ряда проблем, как правило, социального характера; на социальном уровне
представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в
конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку родителю
(родителям) или законному представителю (законным представителям) за
личные достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных

18

достижений, в том числе создание портфолио; размещение фотографий в
официальных

социальных

сетях

организации

отдыха

детей

и

их

оздоровления; ступени роста на эмоциональном уровне как создание
ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную мотивацию и
самооценку.
15.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов
воспитательной системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в
которой в доступном для каждого участника формате реализуются
воспитательные,
обеспечиваются

образовательные
возможности

и

межличностные

личностного

и

отношения,

социального

развития,

социализации, саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля
наполняется конкретными материалами с учѐтом наличия детей с особыми
образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые
образовательные потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), из социально уязвимых групп, одарѐнных, с
отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.
Специальными

задачами

воспитания

детей

с

особыми

образовательными потребностями являются:
налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
организации отдыха детей и их оздоровления;
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со
стороны всех участников воспитательного процесса;
построение

воспитательной

работы

с

учѐтом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:

19

формирование личности

ребѐнка

с

особыми

образовательными

потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с
особыми

образовательными

потребностями

и

их

сверстников,

с

использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогапсихолога;
личностно-ориентированный

подход

в

организации

всех

видов

деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
15.6. Модуль «Профориентация».
Профориентация – это определение человеком своего места в
профессиональном

мире.

Задача

совместной

профориентационной

деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая

профориентационно-значимые

проблемные

ситуации,

формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация»
включает

в

себя

консультирование

профессиональное
по

проблемам

просвещение;

диагностику

профориентации,

и

организацию

профессиональных проб. Она осуществляется через:
профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые
игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять
решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках
деятельности;

той

или

иной

интересной

детям

профессиональной

20

экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие детям
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных

в

сети

интернет:

просмотр

лекций,

решение

учебно-

тренировочных задач, участие в мастер-классах
15.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в
Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с
Движением Первых с целью формирования у детей представления о
назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении
приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном
вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в
Программу воспитательной работы следующих форматов:
программа профильной смены Движения Первых для разновозрастных
отрядов лагерей с дневным пребыванием «Смены первых: Первооткрыватели
лета», выстроенная по логике конструктора профильных смен Движения
Первых и направленная на приобщение подрастающего поколения к
российским традиционным духовно-нравственным ценностям, создание
условий для личностного развития и гражданского становления детей,
усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, вовлечение в деятельность Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих мероприятий и форм воспитательной работы:
волонтерские образовательные мастер-классы в рамках проекта
«Добро.РФ». Проведение занятий и встреч для знакомства детей с
принципами, направлениями волонтерства и его историей;

21

участие в акциях по благоустройству территории, посадке деревьев,
уборке природных зон, что помогает детям внести вклад в сохранение
окружающей среды и экологическое благополучие;
акции по защите животных сбор корма для приютов, изготовление
кормушек для птиц и так далее, что развивает чувство ответственности и
доброты;
социальные акции «Помощь ближнему». Проведение мероприятий по
сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей,
что способствует развитию у детей чувств сопричастности и социальной
ответственности;
участие в благоустройстве мемориалов и памятных мест, изучение
исторического значения этих объектов, что укрепляет патриотизм и чувство
уважения к культурному наследию в рамках проекта «Хранители истории»;
медиа-волонтерство. Ведение блога, создание фото- и видеоконтента о
волонтерских инициативах лагеря, что позволяет детям развивать навыки
коммуникации и медиа-творчества;
тематические

кинопоказы

о

добровольчестве

и

социальной

активности. Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской
деятельности и еѐ роли в жизни общества. Эти мероприятия способствуют
формированию позитивного отношения к волонтерству и проявлению
социальной активности у детей и подростков;
организация мероприятий для младших отрядов старшие дети
помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что
развивает навыки заботы о других и лидерские качества;
обучение навыкам оказания первой помощи — тренинги по оказанию
первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть
полезными в экстренных ситуациях;
благоустройство

мемориалов

и

памятных

мест,

изучение

исторического значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и
чувства уважения к культурному наследию; медиа-волонтерство ведение

22

блога, создание фото- и видео продуктов о волонтерских инициативах
организации отдыха детей и их оздоровления с целью развития навыков
коммуникациии медиа-творчества; проектировочный семинар о траектории
социального развития в Движении Первых.
Программно-методический комплекс Движения Первых включает
программу лагеря дневного пребывания «Смены первых: Первооткрыватели
лета» и содержит инструктивное описание деятельности вожатых и
участников смены по каждому мероприятию (сценарии, инструкции).
16.

Вариативные содержательные модули.

16.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Экскурсия

в

детском

достопримечательностей,

лагере

музеев,

–

это

коллективное

памятных

мест

с

посещение
культурно-

просветительскими или иными целями за пределами организации отдыха
детей и их оздоровления. Поход в детском лагере – это групповое
путешествие с различными целями (спортивный, учебный, рекреационный,
исследовательский, краеведческий, волонтерский) по заранее определенному
маршруту и по выбранному виду (пеший, велосипедный), который
организуется для участников смены.
Экскурсии и походы помогают ребятам расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей их социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. С этой целью для детей и подростков организуются туристские
походы,

экологические

тропы,

тематические

экскурсии:

профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам боевой
славы, в музей, кинотеатр.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у
них

навыков

безопасного

поведения

в

природной

среде,

23

самообслуживающего труда,

обучения рациональному использованию

своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма,
продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.
В рамках пришкольного лагеря дневного пребывания «Время Первых»
на базе МБОУ СОШ № 15 запланированы интересные и познавательные
экскурсии и походы в рамках проекта Движения Первых «Юннатские
походы», которые способствуют развитию детей и подростков через
активное участие в различных мероприятиях.
16.2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и
значимости очных воспитательных мероприятий для детей.
Цифровая и медиа-среда воспитания – это совокупность условий для
реализации

воспитательной

работы

с

применением

дистанционных

технологи, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и
технологических средств.
Цифровая

среда

воспитания

предполагает

ряд

следующих

мероприятий:
телемост с ГБОУ Херсонской области «Новотройцкой школой № 1
Новотроицкого муниципального округа», с целью развитие дружеских
взаимоотношений между школами-побратимами;
занятия направленные на формирование культуры информационной
безопасности,

информационной

грамотности,

противодействие

распространению идеологии терроризма, профилактики травли в сети;
освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в
социальных сетях и на официальном сайте МБОУ СОШ № 15.
Совокупность сайта, официальных групп в социальных сетях создают
единое медиа пространство организации отдыха детей и их оздоровления, в
котором значительная часть контента будет подготовлена непосредственно
детьми под руководством взрослых.

24

Цель медиа пространства организации по созданию и распространению
текстовой, фото, аудио и видео информации – развитие коммуникативной
культуры формирования навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации детей.
Воспитательный потенциал медиа пространства реализуется в рамках
следующих видов и форм воспитательной работы:
детская

интернет-группа,

соответствующей группы в

принимающая

участие

в

поддержке

социальных сетях с целью освещения

деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения
внимания

общественности, информационного продвижения ценностей

детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой детьми, педагогическими работниками и родителями могут открыто
обсуждаться значимые для жизнедеятельности организации вопросы;
создание и размещение фотографий, роликов, клипов, с акцентом на
этическое,

эстетическое,

экологическое,

патриотическое

просвещение

аудитории;
Все участники воспитательного процесса должны иметь возможность
получать необходимую информацию об организации отдыха детей и их
оздоровления.
16.3. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития
личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных
жизненных

ситуаций

и

влияющих

на

повышение

устойчивости

к

неблагоприятным факторам;
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых
условиях;

25

- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по
созданию

в

детском

лагере

эффективной

профилактической

среды

обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
разработку

-

воспитательных

и

реализацию

мероприятий:

разных

форм

антиалкогольные,

профилактических
против

курения,

безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в
социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения,
культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная
безопасность,

гражданская

оборона,

антитеррористическая,

антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления
безопасности

жизнедеятельности

в

детском

лагере,

профилактики

правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и
др.).
17.

При

планировании

и

реализации

содержания

программы

воспитательной работы обеспечивается интеграция смысловой основы и
единых воспитательных линий, включая каждое пространство, в котором
ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои способности.
Уровни реализации содержания включают в себя:
При

планировании

и

реализации

содержания

используются следующие уровни воспитательной работы:

Программы

26

17.1. Общелагерный

уровень,

который

определяет

установки

содержания и демонстрацию ценностного отношения по каждому из
смысловых блоков: «Мир», «Россия» (включая региональный компонент),
«Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая все направления
и всех специалистов, представляет собой совместное «проживание»
участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей,
определяющих воспитательный компонент.
17.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр
коммуникативного пространства для ребенка. События организуются исходя
из возрастных особенностей и предполагают реализацию содержания по
нескольким отрядам (дружинам). Одной из эффективных и универсальных
форм работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях
у отряда»), которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг
друга с особенностями своего уклада.
17.3. Групповой

уровень,

который

соотносится

с

реализацией

содержания в формате объединений детей из разных отрядов в рамках
единого выбранного самими детьми направления: органы самоуправления на
общелагерном уровне. Особенность работы заключается в разновозрастном
формате совместной деятельности.
17.4. Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим
пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и
совместного творчества детей и взрослых. Реализация воспитательного
потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной
среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с

27

разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в
отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих,
декораторов и других;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек
знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и
распорядка

дня,

по

самообслуживанию,

дисциплине

и

поведению,

санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они
будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также
символов,

названия,

девиза,

эмблемы,

песни,

которые

подчеркнут

принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, референтных групп, непопулярных детей через
наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через
деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов
отряда представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха
детей

и

их

оздоровления,

при

взаимодействии

с

администрацией

организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры
отрядного самоуправления применяется метод чередования творческих
поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный
сбор, утренний информационный сбор отряда и другие;

28

- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое
камерное общение, отличающееся откровенностью, доброжелательностью,
эмпатичностью и поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного
периода, огонек-анализ дня, огонек прощания, тематический огонек,
коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
-

организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый

тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской
группы направлена на создание нового продукта (творческого продукта),
улучшающего окружающую действительность (основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа).
18.

Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-

педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации
отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных
условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.

IV. Организационный раздел
19.

Особенности воспитательной работы в пришкольного лагеря

дневного пребывания «Время Первых» на базе МБОУ СОШ № 15
обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом, продолжительностью
пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в
течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или
трудовой деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
20.

Детский оздоровительный пришкольный лагерь с дневным

пребыванием детей «Время Первых» организуется на базе МБОУ СОШ
№ 15. Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы,
не

требующие

длительной

подготовки,

репетиций

с

участниками.

29

Предпочтение отдается игровым, конкурсным формам, использующим
экспромт в качестве одного из методов.
21.

В связи с тем, что педагогический коллектив лагеря с дневным

пребыванием детей «Время Первых» на базе МБОУ СОШ № 15
осуществляет взаимодействие с представителями муниципального отделения
Движения

Первых,

в

календарном

плане

воспитательной

работы

преобладают форматы проведения мероприятий направлений Движения
Первых.
22.

Уклад лагеря с дневным пребыванием детей «Время Первых» на

базе МБОУ СОШ № 15 задает расписание деятельности организации и
аккумулирует

ключевые

воспитательного

характеристики,

процесса.

Уклад

определяющие

организации

включает

особенности
ценности,

принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания,
в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и
средства

воспитания,

отражающие

самобытность

организации.

На

формирование уклада организации отдыха детей и их оздоровления влияют
региональные особенности: исторические, этнокультурные, социальноэкономические, художественно-культурные, а также тип поселения.
23.

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием

«Время Первых» реализуется в период летних каникул на базе МБОУ СОШ
№ 15.
Срок реализации программы - 21 день (смена).
Программа рассчитана для детей от 7 лет до 14 лет. Особое внимание
уделяется детям из малообеспеченных и многодетных семей, детям –
инвалидам и с ограниченными возможностями здоровья, детям из семей,
состоящих в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении,
детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, детям
состоящих на различных видах учетов, детям, участников СВО.

30

Зачисление детей в лагерь с дневным пребыванием производятся
приказом образовательного учреждения на основании заявлением родителей
(законных представителей).
Комплектование

педагогическими

кадрами,

обслуживающим

персоналом осуществляет директор школы совместно с руководителем
лагеря

с

дневным

пребыванием.

Работники

лагеря

несут

личную

ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них
обязанностей.

Ответственность

пребыванием

несет

за

деятельность

руководитель

лагеря

лагеря,

с

дневным

осуществляющий

непосредственный контроль.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется
в отрядах. Не более 20 человек в отряде. Каждый отряд планирует свою
работу с учѐтом режима дня и календарного плана работы лагеря с дневным
пребыванием «Время Первых». Все мероприятия соответствуют возрастным,
психолого-педагогическим

особенностям,

интересам

и

возможностям

участников программы.
В

программе

предусмотрено

объединение

участников

в

разновозрастные группы. Цели объединения в разновозрастные отряды (РВО)
- научить способам совместной деятельности представителей разных
возрастных групп, показать ценность любого возраста, как определенного
жизненного этапа. Успешность взаимодействия между разными возрастными
группами

влияет

психологический

на

эмоциональное

климат,

коллектива,

успешность

объединение

является

состояние

устойчивую
деятельности.

развития

у

членов

социальную
Важным

каждого

коллектива,

позицию

аспектом

ребенка

членов

в

таком

навыка

вести

конструктивный диалог, быть понятым и принятым в коллективе. Каждый
член отряда должен видеть перспективу собственного роста и продвижения.
Младшие должны стремиться к тому, чтобы выполнять функции старших.
Старшие, осваивая новые функции, роли, передают свои полномочия
младшим.

Для

такого

коллектива

важно

создавать

ситуацию

31

психологической и педагогической поддержки и помощи, и взаимопомощи.
Разновозрастный отряд как группа обладают большим воспитательным
потенциалом. Организация эффективного взаимодействия между старшими и
младшими

ребятами

позволяет

приобрести

им

опыт

совместной

деятельности, заботы друг о друге (И.П. Иванов), позволяет формировать в
каждом ребенке социально значимые качества.
Следует также учесть, что участниками смены могут стать дети и
подростки с разным уровнем физической подготовки и разными группами
здоровья. Для тех, у кого есть ограничения в участии в спортивных
состязаниях, предусмотрены дела общекультурной и общеразвивающей
направленности.
Модель смены - игровая, которая ориентирована на особенность
Движения Первых - работу на цифровой платформе - и на один из трендов
учебно-воспитательного процесса - игрофикацию, то есть применение
элементов и принципов игрового дизайна и игры. Это подход, при котором
материал и учебно-воспитательный процесс представляются в виде игры или
содержат игровые элементы, такие как задачи, достижения, награды и
соревнования. Общие принципы игрофикации: достижение целей, получение
наград и достижений, создание вызовов и задач, использование рейтингов,
здоровое соперничество, возможность выбора при принятии решений.
Игрофикация

помогает

сделать

воспитательный

процесс

более

привлекательным, мотивирующим и интерактивным.
Именно поэтому тематикой смены является мир компьютерной игры.
Такая

тематика

привлекательна

для

ребят

младшего

школьного

и

подросткового возрастов по ряду причин:
для многих детей компьютерные игры являются основным источником
развлечений, поэтому лагерь, организованный в стиле компьютерной игры,
может быть для них увлекательным и захватывающим опытом, примером
того, как виртуальный мир может быть организован в реальной жизни;
игровая тематика способствует развитию креативности и воображения

32

у детей, они могут создавать истории, ролевые сюжеты, а также
разрабатывать свои игровые миры и персонажей;
игры могут быть более запоминающимися и эмоционально насыщенными, что помогает обучающимся лучше запоминать и применять новые
знания;
игры часто требуют участия в коллективных задачах, что позволяет
развивать навыки командной работы и сотрудничества;
игровая тематика предполагает множество разнообразных развлечений,
дел и активностей, что сделает время пребывания в лагере увлекательным и
запоминающимся.
Игровая модель. Лагерь представляет собой компьютерную игру, в
которой участникам - персонажам игры - предстоит пройти несколько
Миссий на открытых территориях. Помогают персонажам в этом опытные
воспитатели и наставники - ведущие игры. Цель персонажей - проходить
Миссии Движения Первых. Каждый день в игре посвящѐн выполнению
очередной Миссии. Ежедневно на Открытии ребята получают информацию о
новой Миссии, после ее выполнения они могут открыть новую территорию в
игре. Миссия считается выполненной, если успешно проведены утреннее и
дневное дела. Для успешного выполнения Миссий персонажами ведущие
игры проводят занятия в рамках программы обучения детей в лагере (мастерклассы, развивающие занятия, практикумы).
Несмотря на то, что игровая модель предложена по одной из
актуальных для детей тем (компьютерная игра), общий замысел смены
предполагает живое общение детей друг с другом и с взрослыми. Опыт
непосредственного взаимодействия в творческой, а не школьной среде
обладает большим потенциалом и для детей, и для педагогов. В подобной
среде складывается теплый дружеский климат, атмосфера содействия,
сотворчества, общей заботы друг о друге. Всѐ это позволяет ребенку не
просто знакомиться с ценностями Движения Первых, а успешно присваивать
их себе.

33

Основные ценности Движения, заложенные в концепцию Смены:
Жизнь и достоинство. Участники Движения в первую очередь ценят
жизнь каждого человека. Берегут чувство собственного достоинства и
заботятся о сохранении достоинства окружающих.
Патриотизм. Участники Движения любят свою Родину – Россию.
Любовь к стране проявляется в делах и поступках.
Служение Отечеству. Участники Движения объединены с Отечеством
одной судьбой. Каждый на своем месте готовит себя к служению Отечеству и
ответственности за его будущее.
Историческая память. Участники Движения изучают, знают и
защищают историю России, противостоят любым попыткам ее искажения и
очернения. Берегут память о защитниках Отечества.
Единство народов России. Участники Движения, являясь новыми
поколениями многонационального и много конфессионального народа
России, уважают культуру, традиции, обычаи и верования друг друга. Это
уникальное достояние нашей страны: народов много, Родина – одна.
Созидательный труд. Каждый участник Движения своим трудом приносит
пользу: создает новое качество
своих знаний, умений и навыков, применяет их во благо своей семьи,
Движения и всей страны.
Дружба. Движение – источник дружбы для всех его участников.
Вступая в Движение, каждый может найти себе друзей, близких по
убеждениям, увлечениям, интересам и возрасту. В Движении друзья всегда
рядом.
Взаимопомощь и взаимоуважение. Участники Движения действуют как
единый коллектив, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и раскрытии
таланта каждого. Плечом к плечу преодолевают трудности. Уважают
особенности каждого участника Движения, создавая пространство равных
возможностей.

34

Добро

и

справедливость.

Участники

Движения

действуют

по

справедливости, распространяют добро, считают доброту качеством сильных
людей.
Мечта. Участники Движения умеют мечтать и воплощать свои мечты в
жизнь.

Смелые мечты

открывают

человеку новые возможности,

а

человечеству – неизведанные горизонты.
Крепкая

семья.

Участники

Движения

разделяют

традиционные

семейные ценности. Уважают старших. Помогают младшим. Заботятся в
семье о бабушках и дедушках.
Основные принципы Движения, заложенные в основу Смены лагеря:
Связь с жизнью. Движение делает понятным и близким для детей и
молодежи цели развития страны, побуждает в них стремление принимать
посильное участие в труде, активно участвовать в общественной жизни,
приносить пользу окружающим людям. Реальная практика действий
активизирует целеустремленность участников Движения.
Самодеятельный характер. Движение – значительное явление в жизни
всей страны. Оно воспитывает в участниках творческое, активное отношение
к жизни, прививает им навыки самостоятельности, развивает инициативу и
самодеятельность. Дети мотивируют друг друга, родители (законные
представители) поддерживают намерения детей, а учителя, педагоги,
воспитатели и наставники помогают в реализации намерений детей.
Участники

самостоятельно

и

творчески

проектируют

деятельность

общественно значимая

деятельность,

Движения.
Коллективизм.

Совместная

достижение единых целей коллектива, совместные переживания и заботы
друг о друге, игры, проекты – все это формирует у участников Движения
способности к дружбе, товариществу, ответственности за общее дело.
Самоуправление. Ключевым способом взаимодействия детей и взрослых в
Движении, обеспечивающим развитие самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения коллективных целей, является

35

самоуправление

–

демократичная

форма

организации

деятельности

объединения детей и молодежи.
Соавторство. Основными соавторами воспитательного пространства
как сети взаимосвязанных воспитательных событий Движения выступают
дети, молодежь и другие участники Движения, а также семья и школа;
общество

и

государство;

социальные

партнеры.

Учет

возрастных

особенностей участников движения. В Движение входят дети разных
возрастов.

Учитывать

во

всей

многогранной

и

разносторонней

воспитательной работе особенности каждой возрастной группы, ее интересы
и возможности – ведущий ориентир деятельности Движения. Движение
чутко прислушивается к запросам детей и молодежи, к их психологическим
особенностям, отбирая содержание, формы коллективной деятельности,
воспитательных событий в соответствии с возрастом.
Важнейшей

чертой

детско-юношеского

восприятия

является

потребность в игре, соревновании, в романтике. Участники Движения готовы
к обязательствам и ответственности перед собой, своими младшими и
старшими товарищами, перед семьей и всей страной.
Труд. Долгое время в нашей стране труд считался делом чести, славы,
доблести и геройства, поэтому и в воспитательной работе Движения труд
становится ведущим ориентиром. Воспитание трудовых качеств человека
предопределяет уровень его жизни и благосостояния в будущем. Труд
создает общественное богатство и способствует повышению общей культуры
общества. Труд наполняет жизнь человека смыслом, является основной
формой проявления его личности и таланта. Участие детей и молодежи в
посильной трудовой деятельности даст незаменимый жизненный опыт и
станет основой профессиональной ориентации.
Непрерывность деятельности Движения. У Движения нет каникул, нет
праздничных и выходных дней. Это лучшие дни для проведения
общественно полезного совместного труда, спортивных соревнований,
конкурсов, олимпиад, праздников, флагманских проектов.

36

На

протяжении

смены

реализуется

система

деятельности,

обеспечивающая безопасность детей и профилактику девиантного поведения,
включающая в себя разработку и внедрение правил и норм поведения для
детей, просветительские и профилактические мероприятия, направленные на
развитие навыков коммуникации, эмоционального интеллекта, управления
конфликтами, принятия решений и других навыков, которые помогут
ребятам справляться с трудностями и преодолевать возникающие проблемы в
общении (тренинги, огоньки, игры и др.), непрерывный мониторинг и оценку
ситуации в лагере с целью своевременного выявления проблемных ситуаций
и принятия мер по их решению, демонстрацию положительных ролевых
моделей со стороны взрослых в лагере, оказание консультативной поддержки
участникам смены со стороны педагогов, сотрудничество с родителями.
23.1. Быт организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада повседневной жизни детей, воспитателей, сотрудников
организации. Лагерь функционирует с целью обеспечения полноценного
отдыха, оздоровления и развития детей в безопасной и комфортной среде.
Лагерь размещен в ст.Переясловской, в близи центрального парка и
СДК ст.Переясловской. В СДК ст.Переясловской располагается сельская
библиотека, позволяющая расширить читательский потенциал детей, а также
в историко-краеведческий музей, где собраны уникальные материалы фотографии, книги, альбомы, отражающие историю станицы, края и нашего
государства. В парке располагается мемориал Неизвестному солдату,
который напоминает ребятам о подвиге предков, воевавших в ВОВ, в 19411945 гг.. Во время торжественных исторических дат дети возлагают к нему
венки.
Инфраструктура детского оздоровительного лагеря включает в себя
помещения:
помещения для дневного пребывания (игровые), которые организуются
для обучающихся на время летних каникул;

37

санитарно-бытовые комнаты, которые разделены по гендерному
признаку (для мальчиков, девочек), оборудованные умывальниками и
туалетными кабинками;
помещениями для хранения верхней одежды, а также просушивания
одежды и обуви;
помещение для оказания медицинской помощи;
изолятор для больных (безвозмездное пользование по договору);
помещение для

хранения,

обработки

уборочного инвентаря

и

приготовления дезинфекционных растворов;
столовую на 140 мест;
производственные цеха пищеблока;
воспитательскую,

для

организации

методической

помощи

воспитателям;
Также имеется стадион, с естественным покрытием, для игры в футбол,
площадка для игры в баскетбол, теннисные столы. Школьный двор
предназначен

для

проведения

отрядных

дел,

линеек,

которого

связано

проведения

общелагерных мероприятий.
23.2. Режим,

соблюдение

с

обеспечением

безопасности, охраной здоровья ребенка.
В лагере режим дня организован в строгом соответствии с
нормативами СанПин, что обеспечивает безопасность, сохранение и
укрепления здоровья каждого ребенка.
Режим

работы

лагеря

дневного

пребывания

«Время

Первых»

осуществляется посменно. Выходной: суббота, воскресенье
Время проведения

Элементы режима дня

8.30 – 9.00

Сбор детей, зарядка

9.00 – 9.15

Утренняя

линейка

(организационная

объявление плана работы на день)
9.15 – 10.00

Завтрак

–

38

10.00 – 10.45

Мероприятие по плану лагеря

10.45 – 12.00

Работа

в

отрядах

по

профильным

направлениям и кружковая работа
12.00 - 13.00

Оздоровительные процедуры

13.00 – 14.00

Обед

14.00 - 14.30

Линейка.

23.3. Корпоративная культура организации отдыха детей и их
оздоровления является элементом уклада и состоит из: миссии организации
отдыха детей и их оздоровления, сформированных ценностей, правил и норм
поведения, трудового этикета и стиля взаимоотношений с детьми и их
родителем

(родителями)

или

законным

представителем

(законными

представителями), внешнего вида сотрудников и детей.
Главные принципы:
• Доброжелательность
• Сотрудничество (все делаем вместе).
• Инициатива (дети предлагают идеи).
Правила лагеря:
1. Уважать друг друга.
2. Слушать педагогических работников.
3. Не опаздывать.
4. Беречь имущество.
23.4. Символическое пространство организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки,
песенно-музыкальную культуру, ритуалы и другие.
Каждый элемент символического пространства организации отдыха
детей и их оздоровления имеет условный (символический) смысл и
эмоциональную окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с целями,
задачами,

базовыми

организации,

и

ценностями

государственной

и

принципами

политикой

в

жизнедеятельности

области

воспитания,

39

используемые в практической деятельности. Песенно-музыкальная культура
основана на отечественном наследии, лучших образцах песенного и
музыкального творчества. Легенды являются уникальным инструментом
осознания ребенком в процессе обсуждения с коллективом нравственных
категорий, ценностей, являющимися основой воспитательной работы в
организации отдыха детей и их оздоровления. Также к символическому
пространству относятся информационные стенды для детей и сотрудников,
отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, малые архитектурные
формы, которые взаимодополняют и усиливают воспитательных эффект
посредством интеграции в символическое пространство и игровую модель.
Ритуалы в лагере:
торжественные

(по

поводу

символических

событий

из

жизни

организации отдыха детей и их оздоровления, общественной жизни):
торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации
(знамя, флаг, памятный знак), организация почетного караула, ритуалы
почести героям: возложение цветов к мемориалам, посвященным ВОВ;
ритуалы повседневной жизни, которые насыщают деятельность организации
эмоционально-игровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся
(традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования
организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая
линейка, ритуал приветствия для участников смены или игровой ситуации в
организации отдыха детей и их оздоровления.
24.

Реализация Программы включает в себя:

24.1. Подготовительный этап включает в себя:
издание приказа ОУА об организации отдыха, оздоровления и
занятости в летний период 2025 года;
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по
воспитательной работе по подготовке к работе летнего лагеря с дневным
пребыванием «Время Первых» (далее - лагерь с дневным пребыванием
«Время Первых»);

40

разработка методической и нормативной документации смены;
предоставление

необходимой

документации

в

контролирующие

организации для открытия лагеря с дневным пребыванием;
подготовка и разработка необходимой документации для деятельности
лагеря (календарный план воспитательной работы пришкольного лагеря с
дневным пребыванием, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
посменно;
прием заявлений от родителей;
комплектование отрядов по сменам с учетом возрастных особенностей
и группам здоровья.
24.2. Организационный период смены - это период короткий по
количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа
является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и творческих способностей;
открытие лагерной смены;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
24.3. Основной период смены направлен на максимальное развитие
личностного потенциала каждого ребенка посредством коллективной
деятельности как на уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание
событий основного периода включает в себя:
организацию и проведение отрядных и массовых мероприятий,
творческих мастерских, выставок и конкурсов согласно календарного плана
воспитательной работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием;
проведение текущей психолого - педагогической диагностики личности
ребенка и отрядного коллектива;
вовлечение детей в различные формы и виды деятельности лагеря;
ведение дневника деятельности лагеря с дневным пребыванием «Время
Первых» в течении смены.

41

24.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для
подведения итогов совместной деятельности, фиксации и принятием
участниками смены позитивного опыта и формированию индивидуальных
маршрутов дальнейшего развития потенциала детей. Содержание событий
итогового

периода

представлено

в

инвариантных

(обязательных)

общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане.
Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации
программы воспитательной работы, определение наиболее и наименее
эффективных форм деятельности, сопровождение детей и поддержка в
реализации идей и личностного потенциала по возвращении в постоянный
детских коллектив посредством обратной

связи или характеристик,

направленных или переданных в образовательную организацию.
На данном этапе осуществляется:
анализ деятельности смены лагеря с дневным пребыванием «Время
Первых»;
предоставление отчетной документации в управление образования МО
Брюховецкий район.
24.5. Анализ воспитательной работы организации отдыха детей и их
оздоровления осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском
лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится
каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их
решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий

экспертов

на

уважительное

отношение

как

воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

к

42

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей,
а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности,
характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
-

принцип

ориентирующий

развивающего
экспертов

совершенствования

на

характера

осуществляемого

использование

воспитательной

его

анализа,

результатов

деятельности

для

педагогических

работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основным

направлением

анализа

воспитательного

процесса

-

результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в
условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы
и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде
целевых ориентиров:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения
к традиционным базовым российским ценностям.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает
им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать
изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать
с помощью разных диагностических методик.
Основным диагностическим методом в лагере дневного пребывания
«Время Первых» являются наблюдение за поведением, деятельностью,

43

поступками, общением, диагностические методики. Соотнесение результатов
наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.
Используемые

диагностические

методики

отвечают

следующим

требованиям:
- простота проведения и обработки результатов исследования;
- непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для
детей;
- наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).
Диагностические мероприятия диагностики детей включают:
- вводная диагностика для изучения ожиданий детей от пребывания в
летнем

лагере

(тест

для

изучения

физических,

интеллектуальных,

творческих, лидерских способностей детей) (приложение 3);
- текущая диагностика пребывания на площадке, ощущений от
времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей (приложение 4);
- заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности
образовательно-воспитательного процесса в лагере (приложение 5).
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной
работы является аналитическая справка, являющаяся основанием для
корректировки программы воспитания на следующий год.
26.

Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными

организациями в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует успешной реализации Программы, включающей в себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями,
организациями

культуры,

спорта,

общественными

и

молодежными

объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада
организации.
Для создания уникальной системы вовлечения обучающихся в
воспитательный процесс, в лагере создаются все условия для реализация
взаимовыгодного сетевого взаимодействия с различными организациями.

44

Осуществляется социальное партнѐрство и сетевое взаимодействие с
такими организациями, как: СДК ст.Переясловской, местное отделение
РДДМ «Движение Первых», ДЮСШ им.В.Н.Мачуги ст.Переясловской,
Казачьим

обществом

спортивным

казачьим

Брюховецкого

Переясловского
клубом

ДОСААФ,

СПО

сельского

«Ратник»

имени

«БАК»,

КДН

поселения,

военно-

Александра

Дѐмина

при

администрации

Брюховецкого района, МО МВД России по Брюховецкому району, ГИБДД
МО МВД России по Брюховецкому району.
27.

Реализация

воспитательного

потенциала

взаимодействия

с

родительским сообществом родителями (законными представителями) детей
может предусматривать следующие форматы:
информирование родителя (родителей) или законного представителя
(законных
внутреннего

представителей)
распорядка

об
и

особенностях

режима,

воспитательной

необходимых

вещах,

работы,
которые

понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте организации, в
социальных сетях и мессенджерах;
проведение тематических собраний, на которых родитель (родители)
или законный представитель (законные представители) могут получать
советы по вопросам воспитания, дни и события, в которые родитель
(родители) или законный представитель (законные представители) могут
посещать организацию отдыха детей и их оздоровления в специально
отведенных местах в соответствии с распорядком дня и локальными
документами данной организации, нормами санитарно-эпидемиологического
законодательства,
размещение информационных стендов в местах, отведенных для
общения детей и родителя (родителей) или законного представителя
(законных представителей), как правило около входна (ворот и контрольнопропускного пункта (КПП) с информацией, полезной для родителей или
законных представителей федерального, регионального и общелагерного
уровня;

45

28.
механизм

Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает
кадрового

обеспечения

организации

отдыха

детей

и

их

оздоровления, направленный на достижение высоких стандартов качества и
эффективности в области воспитательной работы с детьми.
Руководитель лагеря: организует, контролирует и координирует работу
сотрудников лагеря; разрабатывает программу работы лагеря; обеспечивает
безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря; руководит
работой педагогов и другого персонала.
Педагогические работники (воспитатели): обеспечивают реализацию
воспитательного плана работы, организуют детей, ведут работу по
сплочению коллектива, развивает их творческий потенциал; продумывают
активное участие детей во всех видах деятельности; обеспечивают
безопасность детей; несут материальную ответственность за имущество,
выданное на лагерь; следят за дисциплиной, режимом дня, соблюдением
личной гигиены; организуют занятия в рамках образовательного модуля;
проводят инструктаж по ТБ, ПБ для учащихся лагеря.
Медицинский

работник

осуществляет

прием

детей,

следит

за

состоянием здоровья детей в течение смены, оказывает первую медицинскую
помощь, контролирует питание.
Старший повар отвечает за приготовление блюд для воспитанников
разного возраста согласно утвержденному меню. Отвечает за хранение и
соблюдение санитарно-эпидемиологических норм в пищеблоке. Помощник
повара

несет

ответственность

за

своевременное

и

качественное

приготовление пищи.
Повар должен соблюдать нормы закладки продуктов и санитарногигиенические нормы.
Кухонный рабочий помощь в организации работы пищеблока.
Уборщик пищеблока и рабочий по обслуживанию зданий отвечают за
поддержание санитарного состояния закреплѐнной территории в лагере на

46

уровне требований СанПиН, соблюдение санитарно-эпидемиологического
режима.
Уборщик

осуществляет

закрепленной за

поддержание

ним территории в

санитарного

лагере на

состояния

уровне требований

действующих СанПиН.
Методическое

29.

обеспечение

реализации

Программы

предназначено для специалистов, ответственных за реализацию содержания
программы смены. Для подготовки кадрового состава специалистами,
ответственными

за

реализацию

содержания

программы,

создается

методический комплекс, включающий типовые сценарии ключевых событий,
памятки

и

инструкции,

дидактические

материалы,

диагностические

материалы. При организации обучения кадрового состава рекомендуется
интегрировать содержание Программы в план подготовки, позволяя
специалистам организации отдыха детей и их оздоровления получить опыт
реализации Программы на практике, В рамках реализации содержания
Программы

ежесменно

аналитической деятельности,

рекомендуется
включающей

формирование

системы

педагогические совещания,

планерные встречи всего кадрового состава.
Для каждой смены формируется программа, календарный план (плансетка) с учетом регионального компонента и соответствующих срокам
проведения смены памятных дат, отражая тип организации, длительность и
тематику смены, игровую модель, интегрируя инвариантные и вариативные
модули с опорой на универсальный для каждой организации отдыха детей и
их оздоровления календарный план.
30.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы.

Для

успешной

реализации

программы

необходимо

следующее

обеспечение:
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.

47

Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Спортивный инвентарь.
Призы и награды для стимулирования.
Материально-

Применение

Ответственные

техническая база
Кабинеты

Игровые

отрядов, Руководитель

воспитательская,

ЛДП,

воспитатели, уборщики

раздевалка для верхней
одежды, помещение для
просушивания одежды и
обуви
Спортивный зал

Занятия

спортом, Руководитель

состязания
Открытая

спортивная Линейки,

площадка

общелагерных
воздухе,

ЛДП,

воспитатели
проведение Руководитель
игр

ЛДП,

на воспитатели

спортивные

состязания
Школьный двор

Отрядные дела, линейки, Руководитель
проведение

ЛДП,

воспитатели

общелагерных
мероприятий
Столовая

Завтрак, обед

Старший повар

Медицинский кабинет

Медицинский

контроль Медицинский работник

мероприятий

лагерной

смены
Комнаты гигиены

Туалеты, умывальники.

Руководитель

ЛДП,

воспитатели,
технический персонал

48

Инвентарь

Спортивные игры (мячи, Руководитель
скакалки,

ЛДП,

обручи, воспитатели

скакалки).
Интеллектуальные

игры

(настольные

игры

(шашки,

шахматы),

развивающие игры.)
Техническое

Телевизор,

компьютер, Руководитель

оборудование

проектор, экран.

Оборудование

Мебель (столы, стулья, Руководитель
лавочки).

Наградная продукция

Награждение

ЛДП,

воспитатели
ЛДП,

воспитатели
(дипломы, Руководитель ЛДП

призовой фонд.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».