Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской муниципального
образования Брюховецкий район имени И.Ф. Масловского
(МБОУСОШ № 15)
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ №15
Директор МБОУ СОШ № 15
протокол № 6 от 20.03.2025г.
______________И.Н. Дужая
приказ №135 от 24.03.2025 г.
СОГЛАСОВАНО
УЧТЕНО
Управляющий совет школы
мнение школьного ученического
самоуправления МБОУ СОШ № 15
Председатель управляющего совета
Протокол № 5 от 20.03.2025 г.
Протокол № 6 от 20.03.2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в МБОУ СОШ № 15
1. Общие положения
1.1.
Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся
с интеллектуальными нарушениями в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 15 ст. Переясловской муниципального
образования Брюховецкий район имени И.Ф. Масловского (далее-Положение) (далее –
МБОУ СОШ № 15) разработано в соответствии с:
-Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19 декабря 2014 г.
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 17 июля 2024 г. № 495«О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22марта 2021 г. № 115
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778 "Об
утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-
педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка
деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 октября 2024 г. №731
"Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам".
- письмом Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07«О проведении
итоговой аттестации для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
-письмом Министерства просвещения РФ от 3 июня 2021 г. № АК-491/07«О проведении
итоговой аттестации»;
- приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22октября 2024 г. № 731
«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. 29/1448-6 «О рекомендациях о порядке
проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида».
- постановлением от 28 сентября 2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом ОО.
1.2.
Настоящее Положение регламентирует порядок, формы и содержание
итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее обучающийся с УО) по завершению реализации АООП УО.
1.3.
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня
освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая
освоение обучающимися АООП УО, является обязательной и проводится в порядке и
формах, которые установлены общеобразовательной организацией.
1.4.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и
независимости оценки качества подготовки обучающихся.
2.
Порядок проведения итоговой аттестации.
2.1.
Итоговая аттестация обучающихся 9 класса с интеллектуальными
нарушениями легкой степени проводится по утвержденному руководителем
общеобразовательной организации расписанию, которое не позднее, чем за две недели до
начала экзаменационного периода, доводится до сведения учителей, обучающихся и их
родителей (законных представителей).
2.2.
Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия в
составе председателя и членов комиссии, которые утверждаются приказом руководителя
общеобразовательной организации. Председателем аттестационной комиссии является
руководитель или заместитель руководителя. В состав членов комиссии входят 2
организатора из числа педагогических работников общеобразовательной организации.
Организатором может быть назначен учитель-предметник, осуществляющий
преподавание в этом классе.
2.3.
Допускается к итоговой аттестации обучающийся с интеллектуальными
нарушениями легкой степени, не имеющий академической задолженности и в полном
объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.
2.4.
Допуск к итоговой аттестации обучающегося с интеллектуальными
нарушениями оформляется протоколом педагогического совета, на основании которого
издается приказ по школе.
2.5.
При проведении итоговой аттестации общеобразовательной организацией
создаются специальные условия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
легкой степени с учетом их основного заболевания и наличия других нарушений развития,
отнесенного к конкретной нозологической группе. Педагоги и администрация
общеобразовательной организации решают задачи - снизить влияние негативных факторов
на состояние здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), создать максимально благоприятные психологические и организационные
условия подготовки и проведения итоговой аттестации для того, чтобы этот процесс не
сказался отрицательно на психике и физическом здоровье.
2.6.
Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется
возможность сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии заявления
родителей (законных представителей) и справки медицинского учреждения.
2.7.
2.7. В случае болезни члена аттестационной комиссии в период проведения
итоговой аттестации (или отсутствия по другим уважительным причинам) ее состав может
быть изменен приказом руководителя общеобразовательной организации.
2.8.
Для рассмотрения конфликтных ситуаций в ходе проведения итоговой
аттестации апелляционная комиссия приказом руководителя общеобразовательной
организации не позднее, чем за две недели до начала итоговой аттестации.
2.9.
Порядок итоговой аттестации может измениться в связи со сложившимися
чрезвычайными ситуациями. В таком случае итоговые отметки выставляются в
свидетельство об обучении на основе годовых оценок.
3. Формы и содержание итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями легкой степени.
3.1.
Итоговая аттестация обучающихся с интеллектуальными нарушениями легкой
степени.
3.1.1. Согласно требованиям ФГОС УО и в соответствии с АООП УО (вариант 1)
общеобразовательной организации по завершению реализации АООП обучающихся с
интеллектуальными нарушениями легкой степени проводится итоговая аттестация в форме
двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
3.1.2. Формой итоговой аттестации по оценке предметных результатов по русскому
языку, чтению (литературному чтению), математике и основ социальной жизни является
комплексная работа с заданиями по указанным предметам в соответствии с требованиями к
планируемым результатам АООП УО (вариант 1);
- по технологии-собеседование с защитой творческой работы.
3.1.3. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разрабатываются учителями
предметниками с учетом содержания учебных программ, уровня подготовки обучающихся.
Информация, содержащаяся в КИМах и используемых при проведении итоговой аттестации,
относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и
хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их
защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных
измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается общеобразовательной
организацией самостоятельно. Аттестационный материал должен иметь оттиск печати
общеобразовательной организации и храниться в закрытом шкафу в кабинете директора или
заместителя руководителя по учебной работе (учебно-воспитательной работе). КИМ и
критерии оценивания с рассчитанным временем выполнения заданий рассматриваются на
школьном методическом совете и утверждаются руководителем общеобразовательной
организации не позднее месяца до срока итоговой аттестации. Задания КИМ
дифференцируются для каждого ученика с учетом разнородности контингента. Количество
заданий подбираются примерно в равном количестве и затрачиваемому времени на их
выполнение по оцениваемым учебным предметам, но не менее 15 заданий. Каждое задание
определяется баллами, которые суммируются и выводится % выполнения работы.
Комплексная работа считается зачтенной, если обучающимся выполнено правильно
от 35% заданий. Испытания для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
проводятся с 10.00 часов.
Количество астрономических часов, отведенных на эти испытания – до 3
астрономических часов.
3.1.4. По профильному труду обучающийся может выбрать одну из предлагаемых
общеобразовательной организацией форм: представление творческой работы и
собеседование или защита проекта. Выбор осуществляется на добровольной основе. Форма:
представление творческой работы и собеседование.
Учитель преподающий профильный труд ведет подготовку обучающегося к итоговой
аттестации: отбирает совместно с обучающимся макет изделия из ранее изготовленных в
ходе освоения образовательной программы по учебному предмету для оценки
аттестационной комиссией, или обучающийся изготавливает под руководством учителя
новый макет (конструкцию) по предложенной теме к установленной дате проведения
итоговой аттестации. Учитель готовит обучающегося к защите творческой работы: обучает
алгоритму проведения описания изделия и формулировке развернутых ответов на
примерные вопросы.
Собеседование представляет собой диалоговую форму общения выпускника и членов
аттестационной комиссии на основе выполненной практической работы. Обучающийся
представляет изделие, доказательно отвечает на вопросы аттестационной комиссии,
демонстрируя культуру устной речи. Вопросы могут быть обобщающего характера, а так же
нравственного и общекультурного направления (от 2 до 5 вопросов). В ходе беседы
выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, о
трудовых операциях и приѐмах, используемых материалах и инструментах, а также об их
дальнейших планах и способность общения со взрослыми.
Время собеседования до 20 минут. Собеседование при умелом ее использовании
позволяет наладить контакт с обучающимся, снять тревожность, создать положительный
эмоциональный настрой на экзамене, обеспечить тем самым успешность выпускника. Важно,
чтобы члены аттестационной комиссии визуально и вербально поддерживали обучающегося,
выражали готовность к взаимодействию в ходе аттестации, руководствовались при
собеседовании, приемами эффективного слушания. Собеседование позволяет выявить:
-степень владения материалом по выбранной теме; -системность и целостность
знаний; - свободу оперирования знаниями, представленность личной позиции, понимание и
т.д.
-умение использовать знания в практической деятельности, в стандартной и
нестандартной ситуации;
-анализ конкретного материала с точки зрения установления причинно следственных
связей, выделения общего и частного и т.д.;
-коммуникативность;
-развитость самоотметки и признание достоинств и прав других людей;
-развитость ценностных ориентации; готовность к самостоятельному выбору
профессии. Защита проекта.
Проектная работа представляет собой изготовление какого-либо изделия или объекта,
имеющего личностную или общественную значимость. Проект может быть как групповым,
так и индивидуальным. При выборе темы и объекта индивидуального проекта учитываются
программные требования, уровень подготовки обучающегося и его психофизические
особенности. Распределение обязанностей и ответственности в групповом проекте ведѐтся с
учѐтом уровня подготовки каждого отдельного учащегося и его психофизических
особенностей. Выполненный проект должен соответствовать технологическим и
эстетическим требованиям. К проекту прилагается защитное слово. Объѐм защитного слова
составляет до 7 страниц печатного текста, включая схемы, чертежи, рисунки, фотографии.
Защитное слово выполняется на листах формата А4, шрифт № 14, поля стандартные.
Защитное слово включает в себя: титульный лист; содержание; введение (актуальность темы
проекта); основная часть (описание технологического процесса выполнения проекта);
экономическая часть (расчѐт себестоимости проекта); заключительная часть (самооценка
выполненного проекта); список источников. В процессе итоговой аттестации в форме
защиты проекта аттестуемый (группа аттестуемых) представляет комиссии проект с фото и
видеоматериалами, которые свидетельствуют о выполненной работе и защищает его. Кроме
того, обучающийся отвечает на вопросы комиссии, которые могут носить как теоретический,
так и практический характер. На защиту проекта отводится 15-20 мин. Подготовку к защите
проекта с обучающимся ведет учитель технологии не позднее 1 месяца до даты проведения
итоговой аттестации.
3.1.5. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, имеющих тяжелые
двигательные нарушения, но с сохранной речью, предлагается устно ответить на вопросы
испытания по предмету «Профильный труд», устно описать картинку, изображающую
работу человека или рассказать о работе родителей и других родственников по наводящим
вопросам.
3.1.6. Для выпускников 9 классов с интеллектуальными нарушениями, обучающихся
на дому по состоянию здоровья, итоговая аттестация проводится в обстановке,
исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья, в условиях, отвечающих
физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников.
3.1.7. Результаты итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, заносятся в два протокола оценки учебно-трудовой деятельности по каждому
испытанию, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, и
электронный журнал. Результаты итоговой аттестации обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) оцениваются в форме "зачет" и (или) "незачет".
Сводный результат «зачет» или «незачет» обучающийся с интеллектуальными нарушениями,
получает по результатам двух испытаний итоговой аттестации (комплексная работа, оценка
макета, оценка ответов на вопросы по итогам собеседования). Сводный протокол
оформляется в день прохождения испытаний обучающимся по профильному труду. Сводный
протокол, протоколы по результатам испытаний хранятся в соответствии со сроками,
предусмотренными номенклатурой дел для общеобразовательной организации, но не менее
года. (Приложение №1)
3.1.8. В случает незачета обучающемуся предоставляется возможность пересдачи в
установленные сроки распорядительным актом общеобразовательной организации.
3.2. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП обучающихся с
интеллектуальными нарушениями умеренной, тяжелой и глубокой степени.
3.2.1 Итоговая аттестация обучающихся с интеллектуальными нарушениями
умеренной, тяжелой и глубокой степени осуществляется в течение двух последних недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных
заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и
оценить результаты обучения.
3.2.2. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися интеллектуальными
нарушениями умеренной, тяжелой и глубокой степени АООП должно быть достижение
результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции
обучающихся. Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов
обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребѐнка,
оценить динамику развития его жизненных компетенций. Для оценки результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций ребѐнка рекомендуется применять метод
экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех
заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с
ребѐнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка
согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненных компетенций. Основой
служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты
анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме
оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
При оценке результативности обучения должны учитываться следующие факторы и
проявления:
особенности психического, неврологического и соматического состояния
каждого обучающегося;
выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ;
в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся
должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям; - при
оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности
ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей
могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных критериях по
итогам практических действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие
по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу",
"выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со
значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда
узнает объект", "не узнает объект"; Итоговые результаты образования за оцениваемый
период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за
учебный год.
На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный
период.
4. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
интеллектуальных нарушений), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере общего образования.
Приложение №1
к Положению
Протокол итоговой аттестации по завершению освоения обучающимися (мся) АООП
(вариант8.1) по русскому языку, чтению (литературному чтению), математике,
основам социальной жизни
Дата
Аттестационная комиссия в составе:
председателя
(Ф.И.О.)
членов
(Ф.И.О.) оценила предметные результаты усвоения обучающимися (имся) 9 класса
(Ф.И.О.)
русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни
Форма: комплексная работа по русскому языку, чтению (литературному чтению),
математике, основам социальной жизни
№п\п
Учебные
предметы
Годовая
отметка
Задания
Запланированный Фактическ
комплексной балл
ий балл
работы
Русский язык
Чтение
(литературное
чтение)
Основы
социальной
жизни
Всего баллов
из
запланированных.
Процент выполнения комплексной работы: % Комплексная работа
оценена: («зачет», «незачет»)
Председатель комиссии:
/
/
Члены
комиссии:
/
/
/
/
/
/
Протокол итоговой аттестации по завершению освоения АООП (вариант 8.1)
обучающимися (мся) по технологии (профильный труд) дата
Аттестационная
комиссия
в
составе:
председателя
________________________________________________________________________________
Членов
комиссии:_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
оценила сформированные знания и умения по выбранному профилю труда обучающихся
(егося) 9 класса Ф.И.О. _________________________________________________________
В форме защиты творческой работы и собеседования (защиты проекта и ответов на
вопросы)
№п\п
Учебные
предметы
Годовая
отметка
Защита
Собеседован Итоговый
творческой
ие
(ответы балл
работы
на вопросы)
(проекта)
баллов
баллов
Профильный
труд
Всего баллов
из
запланированных.
Процент выполнения комплексной работы: % Комплексная работа
оценена: («зачет», «незачет»)
Председатель комиссии:
/
/
Члены комиссии:
/
/
/
/
/
/
Сводный протокол итоговой аттестации по завершению освоения
АООП (вариант 8.1) обучающимися (мся)
Дата
Аттестационная комиссия в составе: председателя
________________________
(Ф.И.О.)
и членов
_____________________________________________________________________________
(Ф.И.О.) оценила подготовку обучающихся (егося) 9 класса
Ф.И.О. по завершению освоения АООП УО (вариант1) в форме двух испытаний:
№п\п
Учебные предметы
1.
Комплексная работа
( русский язык,
чтение(литературное
чтение),
математика,основы
социальной жизни
Профильный труд
2.
Итоговая оценка: («зачет», «незачет»)
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Годовая отметка
Результат итоговой
аттестации
«зачет», «незачет»
/
/
/
/
/
/