МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15
СТ. ПЕРЕЯСЛОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ И.Ф.МАСЛОВСКОГО
(МБОУ СОШ №15)
ПРИКАЗ
от 24.12.2024г.
№ 659
ст-ца Переясловская
Об усилении работы по профилактике случаев суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
На основании письма Министерства образования, науки и молодѐжной
политики Краснодарского края «О профилактике случаев суицидальных
попыток и суицидов» от 11.11.2024г. №47-01-13-206622/24, во исполнение
решения межведомственного совещания прокуратуры Краснодарского края
от 18.12.2024г. «О состоянии законности в деятельности уполномоченных
органов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних», с
целью оказания своевременной адресной комплексной психологопедагогической и социально-педагогической помощи обучающимся,
требующим повышенного психолого-педагогического внимания, а также в
целях усиления профилактической работы и предупреждению суицидальных
проявлений среди несовершеннолетних п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить алгоритм деятельности специалистов МБОУ СОШ № 15
по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
(приложение 1).
2. Утвердить чек-лист наблюдения за психоэмоциональным состоянием
обучающегося (приложение 2).
3. Назначить ответственной за сбор, анализ чек-листов и дальнейшему
сопровождению обучающихся, а также оказание консультативной помощи
педагогам и законным представителям (родителям) несовершеннолетних
педагога-психолога Анну Николаевну Денисову.
4. Классным руководителям 1-11 классов еженедельно (по пятницам)
предоставлять заполненные чек-листы педагогу-психологу А.Н.Денисовой.
5. Контроль за выполнением данного приказа возложить на
заместителя директора по ВР Л.В.Лихолет.
Директор
И.Н.Дужая
С приказом ознакомлена:
Л.В.Лихолет
А.Н.Денисова
Исполнитель: Л.В. Лихолет.,61273
Приложение № 1 к приказу муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы №15 ст.Переясловской муниципального
образования Брюховецкого района
имени И.Ф.Масловского
от __________ 2024 г. № ___
АЛГОРИТМ
деятельности специалистов МБОУ СОШ № 15
по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
1.1. Настоящий алгоритм деятельности специалистов МБОУ СОШ № 15 по
профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
(далее Алгоритм) определяет деятельность специалистов психологопедагогического сопровождения по профилактике суицидальных попыток и
суицидов несовершеннолетних, в том числе при взаимодействии с органами
и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних по выявлению и устранению факторов, угрожающих
благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обуславливающих
необходимость
вмешательства
государственных,
региональных
и
муниципальных
органов
при
выявлении
суицидальных
рисков,
суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних.
1.2. Реализация настоящего Алгоритма возложена на МБОУ СОШ № 15
1.3. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних осуществляют свою деятельность по
профилактике суицидального поведения в рамках ведомственной
компетенции и в порядке, уставленном законодательством Российской
Федерации и законодательством Краснодарского края.
1.4. В МБОУ СОШ № 15 деятельность по профилактике суицидального
поведения обучающихся и вовлечения несовершеннолетних в активные
деструктивные сообщества должна включать: первичную, вторичную и
третичную профилактику суицидального поведения обучающихся.
2.
Цель и задачи
2.1. Целью Алгоритма является оказание своевременной адресной
комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической
помощи
обучающимся,
требующим
повышенного
психологопедагогического внимания и склонным к суицидальному поведению.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать
следующие задачи:
2.2.1. Обеспечить раннее выявление обучающихся с факторами риска
совершения суицидальных действий, имеющих трудности в социализации, в
общении со сверстниками, конфликтные взаимоотношения с родителями,
обратив особое внимание на обучающихся, имеющих статус изолированных
в классе (группе).
2.2.2. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку и
социально-психологическую помощь обучающимся «группы риска».
2.2.3. Установить порядок действий специалистов системы образования по
профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних по
факту суицида.
2.2.4. Установить порядок действий специалистов системы образования по
профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних по
факту суицидальной попытки.
3.
Профилактическая работа со всеми участниками образовательного
процесса (первичная профилактика)
3.1. Первичная профилактика суицидального поведения проводится МБОУ
СОШ № 15 на протяжении всего учебного года, направлена на воспитание
позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового
образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья
несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного
взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей.
3.1.1. Задачами
педагогического
коллектива
на
данном
этапе
профилактической работы являются:
обеспечивать условия по созданию благополучной и комфортной
психологической и социокультурной среды, обеспечивать проведение
мероприятий, направленных на формирование у обучающихся навыков
стрессоустойчивого и бесконфликтного поведения; прививать обучающимся
существующие в обществе социальные нормы поведения.
формировать позитивный образ «Я», уникальность и неповторимость
не только собственной личности, но и других людей;
формировать у
обучающихся устойчивое стремлением к здоровому образу жизни к
позитивным способам и формам проведения досуга;
формировать у
обучающихся
психологическую
устойчивость
к
деструктивному
воздействию;
изучать индивидуальные психологические особенности обучающихся с
целью
своевременной профилактики суицидального поведения
и
эффективного разрешения трудностей, возникающих в общении и обучении
несовершеннолетних;
создавать
систему социально-педагогической
поддержки обучающихся разных возрастных групп как в образовательном
процессе, так и в период трудной жизненной ситуации (на основе плана
воспитательной работы общеобразовательной организации);
повышать
уровень
компетентности родителей (законных
представителей)
по
вопросам профилактики суицидального риска;
привлекать различные
государственные органы и общественные объединения для оказания помощи
и защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.
3.1.2. Профилактика суицидального поведения обучающихся в младшем и
среднем звене (1-7 классы) заключается, в основном формировании навыков
самоконтроля, обучении бесконфликтному общению, конструктивным
способам разрешения конфликтов, повышении показателей групповой
сплоченности.
Профилактическая работа по предупреждению суицидального поведения в
старших классах (8-11 классы) включает в себя вовлечение обучающихся в
социально-значимые
виды
деятельности,
организацию
школьного
самоуправления,
формирование
установок
у
обучающихся
на
самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности
(культуре, спорте, искусстве, науке и др.), повышение показателей
стрессоустойчивости, обучение навыкам релаксации, снятия напряжения.
3.1.3. При подготовке и проведении мероприятий с обучающимися,
направленных на формирование здорового образа жизни, предотвращение
вовлечения обучающихся в деструктивные сообщества, игры с
суицидальным контентом, необходимо привлекать специалистов различных
сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов
внутренних дел, представителей общественных организаций.
В работе с педагогами и родителями необходимо проводить
ознакомительные мероприятия по повышению компетентности в области
возможных мотивов совершения суицидов и суицидальных действий,
факторов риска суицидального поведения и распознавания маркеров
суицидального риска.
3.2. С целью повышения уровня компетентности педагогов, педагоговпсихологов МБОУ СОШ № 15 администрация школы может обратится к
специалистам ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК и ГБОУ
ИРО Краснодарского края, которые организуют и проводят методические и
консультативные мероприятия, курсы повышения квалификации, а также к
муниципальным педагогам-психологам в сфере оказания консультативной,
экстренной психологической помощи обучающимся и их родителям
(законным представителям).
4.
Раннее выявление обучающихся с факторами высокого риска
совершения суицидальных действий
4.1. Организация работы специалистов МБОУ СОШ № 15 по раннему
выявлению обучающихся, склонных к суицидальному поведению.
4.1.1. Педагог-психолог ежегодно в сентябре-ноябре и марте-мае проводит
мониторинг психоэмоционального состояния обучающихся 5-11 классов с
целью выявления факторов риска суицидального поведения в соответствии с
планом воспитательной работы образовательной организации и
перспективным годовым планом педагога-психолога.
Для проведения мониторинга необходимо письменное согласие родителей
(законных представителей), в том случае если согласие на оказание
психолого-педагогической помощи не было дано при подписании договора с
образовательной организацией.
Мониторинг проводится в два этапа: первичная (скрининговая) диагностика,
направленная на выявление психоэмоционального неблагополучия
обучающихся и углубленная диагностика, которая позволит выявить
обучающихся с выраженными факторами суицидального риска.
Классный руководитель заполняет лист наблюдения за поведением
обучающихся еженедельно и передает в установленный день недели,
регламентированный нормативным локальным актом, педагогу психологу.
По
результатам
диагностического
исследования педагог-психолог
образовательной организации составляет список обучающихся «группы
риска», составляет рекомендации классному руководителю, педагогам по
вопросам организации дальнейшей работы с обучающимися «группы риска»,
родителям (законным представителям) по вопросам гармонизации детскородительских отношений.
Обучающиеся, отсутствующие в момент проведения мониторингов, проходят
диагностику с момента выхода в образовательную организацию. Вновь
прибывшие обучающиеся должны пройти мониторинг в двухнедельный срок
с момента зачисления в образовательную организацию.
4.1.2. Для уточнения данных обучающихся, которые должны быть включены
в «группу риска», специалисты психолого-педагогического сопровождения
могут использовать результаты других психодиагностических обследований
(диагностики адаптации, мониторинга психологической комфортности и
безопасной образовательной среды, СПТ, социальный паспорт класса) при
совпадении областей диагностики.
4.2. Оказание помощи по раннему выявлению обучающихся, склонных к
суицидальному поведению могут оказывать специалисты по профилактике
ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК, которые проводят
индивидуальные консультации, тренинговые занятия с обучающимися,
информационно-просветительские мероприятия с родителями (законными
представителями), педагогами, специалистами образовательных организаций
по профилактике суицидального поведения обучающихся.
5.
Организация
индивидуальной
профилактической
работы
с
обучающимися оказавшимся в зоне потенциального риска (вторичная
профилактика)
5.1. Вторичная профилактика проводится: 1) с обучающимися «группы
риска» с целью предупреждения возникновения суицидальных попыток и
суицидов; 2) при поступлении информации об обучающихся, склонных к
суицидальному поведению, вовлеченных в деструктивные интернет
сообщества.
5.2. Порядок действий специалистов с обучающимися оказавшимся в зоне
потенциального риска
5.2.1. С целью оказания своевременной комплексной психологопедагогической,
социально-педагогической
помощи
обучающимся
выявленным в ходе мониторинга психоэмоционального состояния
специалисты МБОУ СОШ№ 15:
составляют список обучающихся «группы риска» на психологопедагогическом консилиуме (далее ППк)
разрабатывают комплексный план индивидуального психологопедагогического сопровождения (далее ИППС) обучающихся, имеющих
факторы риска суицидального поведения (Приложение 1).
В плане ИППС отражаются следующие формы профилактической работы:
индивидуальная работа с обучающимся;
групповая профилактическая работа;
работа с родителями (законными представителями), педагогами.
В разработке и реализации плана ИППС принимают участие специалисты
МБОУ СОШ № 15 (педагог-психолог, социальный педагог, классный
руководитель, педагоги-предметники)
5.2.2. В случае выявления у несовершеннолетнего по результатам проведения
индивидуальной диагностики выраженного уровня тревоги (депрессии), в
обязательном порядке незамедлительно информировать (письменно)
родителей (законных представителей) и рекомендовать обратиться к
специалисту для оказания специализированной медицинской помощи
обучающемуся. В ходе беседы с родителями (законными представителями)
заполняется акт (Приложение 2).
По результатам консультации у психиатра обучающийся может получить
психологическую и психотерапевтическую помощь вне МБОУ СОШ № 15, о
чем родители (законные представители) уведомляют общеобразовательную
организацию в письменном виде (Приложение 3).
5.2.3. Отказ родителей (законных представителей) обучающихся «группы
риска» от индивидуального психолого-педагогического сопровождения
обучающегося оформляется в письменном виде (Приложение 4).
5.2.4. В случае отказа родителей (законных представителей) от помощи
педагога-психолога и (или) отказа от обращения к специалистам системы
здравоохранения, педагогам в соответствии с Методическими материалами
по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в
ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения
обучающихся («Навигатор профилактики», памятка № 4 «Суицидальное,
самоповреждающее
поведение»),
разработанными
Московским
государственным психолого-педагогическим университетом (утверждены
Министерством просвещения Российской Федерации) в трехдневный срок
информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации муниципального образования об угрозе жизни и
здоровью несовершеннолетнего.
5.2.5. После реализации ИППС для преодоления кризисной ситуации
необходимо провести повторную диагностику наличия риска суицидальных
действий. Подбор диагностических методик зависит от первоначальных
причин появления суицидальных намерений и зон напряжения. Если
результаты диагностики демонстрируют стабилизацию ситуации, и
информация о стабилизации подтверждается в окружении учащегося
(родители, одноклассники, друзья, учителя), вопрос о завершении работы с
обучающимся можно вынести на заседание ППк.
На заседании ППк проводится анализ работы, принимается решение о
завершении или продлении индивидуального сопровождения обучающегося.
В случае дальнейшего психолого-педагогического сопровождения,
обучающегося проводится корректировка плана ИППС.
Контроль за реализацией ИППС возлагается на директора, заместителя
директора по ВР и ответственного за организацию психологопедагогического
сопровождения
обучающихся
в
образовательной
организации.
5.2.6. В случае отсутствия стойкой положительной динамики
психоэмоционального состояния обучающегося «группы риска» родителю
обучающегося
повторно
дается
рекомендация
обратиться
за
специализированной
медицинской
помощью
к
врачу-психиатру,
психотерапевту.
5.2.7. При поступлении официальной письменной информации специалисту
муниципального управления образования от главного внештатного педагогапсихолога Краснодарского края об обучающемся, с выявленными
суицидальными рисками в сети интернет, ответственный по профилактике
муниципального управления образования в течении трех часов в письменном
виде информирует администрацию МБОУ СОШ № 15, в которой обучается
несовершеннолетний, для проведения дальнейшей работы с обучающимся
(работа проводится в соответствии с п. 5.2. настоящего алгоритма).
МБОУ СОШ № 15 предоставляет ответственному по профилактике
муниципального управления образования в течение 3-х рабочих дней:
ответ по суицидальному риску (Приложение 8);
план ИППС (с подписями ответственных за реализацию);
характеристику обучающегося (подписанная).
5.3. Ответственный по профилактике муниципального управления
образования в трехдневный срок предоставляет документацию, полученную
от образовательной организации, специалисту по профилактической работе
ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК.
5.4. Специалисты по профилактике ГБУ «Центр диагностики и
консультирования» КК сопровождают процесс оказания адресной психологопедагогической помощи обучающимся, нуждающимся в повышенном
психолого-педагогическом внимании;
проводят индивидуальные консультации с обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогами, специалистами образовательных
организаций по профилактике суицидального поведения обучающихся.
5.5. Специалисты ГБОУ ИРО Краснодарского края предоставляют групповые
и индивидуальные супервизии для педагогов-психологов и специалистов
помогающих
профессий,
сопровождающих
обучающихся
группы
суицидального риска.
6.
Порядок действий специалистов системы образования сопровождения
по факту суицидальной попытки (третичная профилактика)
6.1. Третичная профилактика
проводится
с
обучающимися
совершившими суицидальную попытку (незавершенный суицид).
6.2. Порядок действий специалистов системы образования по факту
суицидальной попытки.
6.2.1. Ответственный по профилактике муниципального управления
образования проясняет информацию о чрезвычайном происшествии в
образовательной организации.
В течение 3-х рабочих дней ответственный по профилактике
муниципального управления образования получает от образовательной
организации следующую документацию:
справку по суицидальной попытке (Приложение 6);
план ИППС (с подписями ответственных за реализацию); характеристику
обучающегося (подписанная).
Ответственный по профилактике муниципального управления образования в
трехдневный срок предоставляет информацию по факту чрезвычайного
происшествия, полученную от образовательной организации, специалисту по
профилактической работе ГБУ «Центр диагностики и консультирования»
КК.
6.2.2. Специалисты по профилактической работе ГБУ «Центр диагностики и
консультирования» КК оказывают консультативную и методическую помощь
ответственному по профилактике муниципального управления образования,
специалистам психолого-педагогической службы в рамках конкретного
чрезвычайного происшествия и дают рекомендации по организации
эффективного сопровождения обучающегося.
6.3. Порядок действий специалистов в образовательной организации по
факту суицидальной попытки.
6.3.1. Получение достоверной информации о чрезвычайном происшествии.
6.3.2. Включение обучающегося совершившего суицидальную попытку в
«группу риска». Если на момент совершения суицидальной попытки
обучающийся состоял в «группе риска», на заседании ППк проводится
корректировка ИППС с учетом рекомендаций врача-психиатра.
6.3.3. С целью оказания комплексной психолого-педагогической, социальнопедагогической помощи обучающемуся специалисты МБОУ СОШ № 15 на
ППк разрабатывают план ИППС обучающегося, совершившего
суицидальную попытку (Приложение 1). В плане ИППС отражаются
следующие формы профилактической работы:
индивидуальная работа с обучающимся;
групповая профилактическая работа;
работа с родителями (законными представителями), педагогами.
В разработке и реализации плана ИППС принимают участие специалисты
МБОУ СОШ № 15 (педагог-психолог, социальный педагог), классный
руководитель, педагоги.
План ИППС разрабатывается на период не менее 3-х месяцев. Наиболее
опасным периодом считается 1–3 недели после попытки совершения
суицида.
6.3.4. Организация и проведение консультации для включенных в случай
учителей, детей и родителей (по запросу). При отсутствии ресурса
информирование о службах, где можно получить помощь.
6.3.5. Организация групповой работы в классе и включение в нее
обучающегося с целью восстановления, например, навыков адаптации (это
может быть командообразующий или коммуникативный тренинг и. т.п., в
зависимости от выявленных у обучающегося сложностей).
6.3.6. Педагогу-психологу обратить внимание на три главных компонента
ближайшего
постсуицида:
актуальность
конфликта;
степень
фиксированности суицидальных тенденций; отношение к совершенной
попытке. При условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и
т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.
При высоком риске суицидальной попытки образовательная организация
рекомендует родителям (законным представителям) обучающегося
незамедлительно обратиться за специализированной медицинской помощью
(Приложение 2).
6.3.7. После реализации плана ИППС для преодоления кризисной ситуации
целесообразно провести повторную диагностику наличия риска
суицидальных действий. Подбор диагностических методик зависит от
первоначальных причин появления суицидальных намерений и зон
напряжения. Если результаты диагностики демонстрируют стабилизацию
ситуации, и информация о стабилизации подтверждается в окружении
учащегося (родители, одноклассники, друзья, учителя), вопрос о завершении
работы с обучающимся можно вынести на заседание ППк.
На заседании ППк проводится анализ работы, принимается решение о
завершении или продлении индивидуального сопровождения обучающегося.
В случае дальнейшего психолого-педагогического сопровождения,
обучающегося проводится корректировка плана ИППС.
Контроль за реализацией ИППС возлагается на директора и ответственного
за организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
образовательной организации.
Отчет о завершении или продлении индивидуального сопровождения
обучающегося, совершившего суицидальную попытку, предоставляется в
течение 3 рабочих дней после заседания ППк ответственному по
профилактике в муниципальное управление образования.
7.
Порядок действий специалистов системы образования сопровождения
по факту завершенного суицида (третичная профилактика)
7.1. Ответственный по профилактике муниципального управления
образования проясняет информацию о чрезвычайном происшествии в
образовательной организации, оповещает муниципальных мобильных
психологов о необходимости выезда в образовательную организацию по
факту чрезвычайного происшествия, получает консультативную и
методическую помощь у специалистов по профилактической работе ГБУ
«Центр диагностики и консультирования» КК (по необходимости).
В течение 3-х рабочих дней ответственный по профилактике
муниципального управления образования получает от образовательной
организации следующую документацию:
справку по завершенному суициду (Приложение 7);
план ИППС ближайшего окружения суицидента, обучающихся, выявленных
в ходе проведения дебрифинга (с подписями ответственных за реализацию);
характеристику обучающегося (подписанная).
Ответственный по профилактике муниципального управления образования в
трехдневный срок предоставляет информацию по факту чрезвычайного
происшествия, полученную от образовательной организации, специалисту по
профилактической работе ГБУ «Центр диагностики и консультирования»
КК.
7.2. Специалисты по профилактической работе ГБУ «Центр диагностики и
консультирования» КК оказывают консультативную и методическую помощь
ответственному по профилактике муниципального управления образования,
специалистам
психолого-педагогического
сопровождения;
дают
рекомендации по организации эффективного сопровождения обучающихся
входящих в ближайшее окружение суицидента; осуществляют выезд в
образовательную организацию (по необходимости); заполняют журнал учета
фактов суицида.
7.3. Муниципальные мобильные психологи осуществляют выезд в
образовательную организацию, оказывают экстренную психологическую
помощь обучающимся из ближайшего окружения суицидента;
проводят индивидуальные консультации, беседы с обучающимися,
педагогами и родителями (по запросу).
По результатам оказания экстренной психологической помощи участникам
образовательного процесса муниципальные мобильные психологи
информируют администрацию образовательной организации, педагогапсихолога, классного руководителя о проведенной работе и выявленной
группе риска. Мобильные психологи дают рекомендации педагогу-психологу
по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
«группы риска».
7.4. Порядок действий специалистов образовательной организации с
обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами по
факту завершенного суицида.
7.4.1. Получение достоверной информации о чрезвычайном происшествии.
Осуществить сбор предварительной информации о ситуации, о состоянии
отдельных обучающихся, о группах, задействованных в данной ситуации
(дети, родители, учителя), о степени близости отношений.
7.4.2. Информирование педагогов о факте чрезвычайного происшествия с
целью недопущения распространения недостоверной информации (сплетни,
слухи и домыслы).
Просвещение педагогов о возможных реакциях у обучающихся на кризисную
ситуацию и способах психологической поддержки.
Обсуждение вопросов о сопровождении обучающихся на похоронах. В
случае, если кто-либо из обучающихся идет на похороны, необходимо
обеспечить сопровождение педагогом.
Недопущение проведение вечера памяти в честь погибшего обучающегося,
так как это может увеличить рост количества самоубийств («эффекта
Вертера»).
7.4.3. Информирование обучающихся о факте чрезвычайного происшествия.
7.4.4. Организация экстренной психологической помощи обучающимся в
форме дебрифинга осуществляется при соблюдении следующих условий:
обеспечение присутствия обучающихся, одноклассников (не ранее, чем через
3 часа после их оповещения и не позднее 72 часов);
предоставление
аудитории;
обеспечение присутствия школьного педагога-психолога;
проведение дебрифинга школьным педагогом-психологом (при участии
мобильного психолога).
7.4.5. Информирование родителей (законных представителей) о факте
чрезвычайного происшествия с целью недопущения распространения
недостоверной информации (сплетни, слухи и домыслы). Просвещение
родителей (законных представителей) о возможных реакциях у детей на
кризисную ситуацию и способах конструктивной поддержки. Обсуждение
вопроса о присутствии детей на похоронах.
7.4.6. Участие обучающихся в траурной церемонии осуществляется с
письменного согласия родителей (законных представителей) и в их
сопровождении (Приложение 5).
7.4.7. При проведении следственных мероприятий на территории
образовательной организации необходимо педагогическое сопровождение
обучающихся, задействованных в этих мероприятиях.
7.4.8. Включение обучающихся, выявленных в ходе проведения дебрифинга
и индивидуальных бесед, а также обучающихся из ближайшего окружения в
«группу риска». Составить на данных обучающихся план ИППС
(Приложение 1).
7.4.9. После реализации плана ИППС для преодоления кризисной ситуации
целесообразно провести повторную диагностику наличия риска
суицидальных действий. Подбор диагностических методик зависит от
первоначальных причин появления суицидальных намерений и зон
напряжения. Если результаты диагностики демонстрируют стабилизацию
ситуации, и информация о стабилизации подтверждается в окружении
учащегося (родители, одноклассники, друзья, учителя), вопрос о завершении
работы с обучающимся можно вынести на заседание ППк.
На заседании ППк проводится анализ работы, принимается решение о
завершении или продлении индивидуального сопровождения обучающегося.
В случае дальнейшего психолого-педагогического сопровождения,
обучающегося проводится корректировка плана ИППС.
Контроль за реализацией ИППС возлагается на директора, заместителя
директора по ВР и ответственного за организацию психологопедагогического сопровождения обучающихся в МБОУ СОШ № 15.
Приложение 1
План индивидуального психолого-педагогического сопровождения
обучающегося «группы риска»
ФИО обучающегося, класс
Дата рождения
обучающегося
ФИО родителей (законных
представителей)
Адрес места жительства
Ответственный за
исполнение плана ИППС
(ФИО, должность)
Сроки реализации плана
ИППС
№ п/п Содержание
1.
2.
2.1
2.2.
3.
4.
4.1
Изучение индивидуальных
особенностей обучающего
«группы риска»
(с
указанием диагностических
методик)
Определение направлений работы
специалистов, реализующих план ИППС
(с учетом индивидуальных особенностей
обучающего и причин проявления
признаков суицидального поведения)
Классный руководитель
Социальный педагог
Разработка рекомендаций для педагогов
по работе с обучающимся «группы риска»
(в том числе его родителями (законными
представителями))
Проведение профилактических
мероприятий, коррекционных занятий,
бесед и других форм работы с
обучающимся «группы риска»
Темы занятий, бесед, мероприятий
Сроки
Ответственные
(ФИО,
должность)
5.
6.
6.1.
Консультирование педагогов по вопросам
взаимодействия с обучающимся «группы
риска»
Консультирование родителей по вопросам
воспитания и обучения (проблемные
вопросы)
Темы консультаций
Повышение компетентности родителей в
области детско-родительский отношений
Примечание. План ИППС разрабатывается на психолого-педагогическом
консилиуме и реализуется педагогом-психологом, социальным педагогом,
классным руководителем и другими специалистами и педагогами
образовательной организации.
Ответственный за исполнение плана ИППС ____________________________
7.
Приложение 2
АКТ беседы с родителями (законными представителями) обучающегося
МБОУ СОШ № 15 класс____
ФИО обучающегося
__________________________________________________________ Дата
________________ 20____г., _____ час.
Мы, нижеподписавшиеся
______________________________________________________
____________________________________________________________________
_________
(ФИО, должность)
составили настоящий акт беседы с
______________________________________________
(ФИО, мать, отец)
о
нижеследующем:
по результатам
(мониторинга
психоэмоционального состояния обучающегося, динамического
наблюдения классного руководителя, другое) у обучающегося
____________________________ наблюдаются проявления признаков
(ФИО обучающегося) кризисного состояния.
Таким образом любые события (связанные со взаимоотношениями и
конфликтами в семье, с учебной деятельностью, взаимоотношениями со
сверстниками, учителями, другое) могут вызвать у ребенка сильные
личностные переживания.
Родитель (законный представитель)
______________________________предупрежден о
(ФИО родителя/законного представителя) эмоциональном состоянии ребенка.
Специалистами проведена разъяснительная беседа с
_____________________________
(ФИО родителя/законного представителя)
и даны рекомендации по обращению к врачу-психиатру, неврологу,
медицинскому психологу и внимательному наблюдению за эмоциональным
состоянием ребенка.
Родители с актом ознакомлены (мать, отец)
_____________________
______________
/ФИО/
/подпись/
___________________ _________________
___________
/должность/
/ФИО/
/подпись/
___________________ _________________
___________
/должность/
/ФИО/
/подпись/
___________________ _________________
___________
/должность/
/ФИО/
/подпись/
Приложение 3
Директору МБОУ СОШ № ____________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________,
ФИО
родителя
проживающего(щей) по адресу:
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
тел.:_______________________________________
Уведомление
Я,___________________________________________________ сообщаю что
ФИО родителя
психологическое/психотерапевтическое сопровождения моего
ребенка
__________________________________________________________________
ФИО ребенка, класс
осуществляется сторонним специалистом _______________________________
ФИО специалиста должность
вне образовательной организации. Ответственность за жизнь и здоровье моего
ребенка беру на себя.
Дата ________________
______________________
Роспись родителя
Приложение 4
Директору МБОУ СОШ № ____________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________,
ФИО
родителя
проживающего(щей) по адресу:
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
тел.:_______________________________________
ОТКАЗ
Я,___________________________________________________ отказываюсь от
ФИО родителя
индивидуального
сопровождения моего
ребенка
__________________________________________________________________
ФИО ребенка, класс
педагогом-психологом МБОУ СОШ № 15 по итогам мониторинга
психоэмоционального состояния проведенного в 2024-2025 году. Педагогомпсихологом МБОУ СОШ № 15 со мной проведена разъяснительная беседа о
необходимости индивидуального сопровождения моего ребенка, а также даны
рекомендации обратиться к врачу-психиатру. Ответственность за жизнь и
здоровье моего ребенка ______________________________________беру на
ФИО ребенка, класс
себя.
Дата ________________
Роспись родителя _____________________
Приожение 5
Директору МАОУ СОШ № ____________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________,
ФИО
родителя
проживающего(щей) по адресу:
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
тел.:_______________________________________
РАСПИСКА РОДИТЕЛЯ
Я, (ФИО родителя)__________________________________________________,
обязуюсь сопровождать своего ребѐнка (ФИ ребѐнка)____________________
в течение всего похоронного процесса.
______________________
(дата)
________________________________
(подпись)
Ваш ребѐнок может изъявить желание участвовать в похоронах своего
одноклассника. Если вы не против такого решения, то администрация школы
настоятельно рекомендует вам сопровождать вашего ребѐнка во время этого
события. Не оставляйте своего сына/дочь одного!
Во время похорон с ребѐнком могут случиться различные психологические и
физиологические реакции (шок, страх, неконтролируемые вспышки паники или
агрессии; дурнота, тошнота и рвота, головокружение, обморок и пр.) Если вы
принимаете решение о присутствии вашего ребѐнка на похоронах, то
поддержите его и будьте обязательно вместе с ним!
Приложение 6
Справка по суицидальной попытке
МО _______ Населенный пункт ______ МБОУ СОШ
Дата
Информация о пострадавшем
ФИО, дата рождения, класс
Статус семьи
Состояние на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, диспансерном учете
Наличие ранее выявленного отклоняющегося поведения
Информация об образовательной организации
Численность обучающихся в ОО
Численность педагогов-психологов в ОО
Ставки педагогов-психологов
Совмещение (при наличии)
Наличие кабинета педагога-психолога
ФИО психолога, проводящего работу в данном классе, нагрузка, совмещение (с
чем), стаж работы психологом в данной ОО
Описание случая Дата ЧП
Что произошло.
Способ совершения
Проведена работа
Меры, принятые в ходе работы с конкретным лицом, осуществляющим
суицидальную попытку, с его родителями, ближайшим окружением,
педагогами.
Планирование работы
1.
Разработка индивидуального плана сопровождения несовершеннолетнего
(при возвращении в образовательную организацию), включает индивидуальную
работу + групповую работу + с родителями + с педагогами.
2.
Проведение мероприятий с обучающимися:
–
групповые (в рамках первичной профилактики);
–
выявление вероятной «группы риска»
(ФИО),
разработка
индивидуальных планов сопровождения обучающихся.
3. Оказание индивидуальной психологической помощи педагогам и родителям
с целью стабилизации психоэмоционального состояния (по запросу).
Ответственный по профилактике
ФИО
Приложение 7
Справка по завершенному суициду
МО _______ Населенный пункт ______ Школа
Дата
Информация о пострадавшем
ФИО, дата рождения, класс
Статус семьи
Состояние на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, диспансерном учете
Наличие ранее выявленного отклоняющегося поведения
Информация об образовательной организации
Численность обучающихся в ОО
Численность педагогов-психологов в ОО
Ставки педагогов-психологов
Совмещение (при наличии)
Наличие кабинета педагога-психолога
ФИО психолога, проводящего работу в данном классе, нагрузка, совмещение (с
чем), стаж работы психологом в данной ОО
Описание случая
Дата ЧП
Что произошло
Способ совершения
Проведена работа
1. Работа с обучающимися (групповая – дебрифинг, индивидуальная – работа с
«группой риска» и по запросу (сиблинги, друзья из других классов).
Пример: Психологом ФИО оказана психологическая помощь, обучающимся 11
класса с использованием метода «Дебрифинг». В групповой работе приняли
участие 16 обучающихся 11 класса, 3 человека отсутствовали по причине
болезни.
Обучающиеся класса узнали о том, что их одноклассник ФИО 21.03.2006 г.р.
погиб, непосредственно перед проведением дебрифинга; ранее имели общую
информацию о том, что он 12.09.2023 г. самовольно покинул территорию
учебного заведения и ведутся его поиски. Информацией о причинах его смерти
никто не располагал. Со слов одноклассников конфликтов с обучающимися не
было, отношения были ровные. Однако в последние дни в поведении мальчика
наблюдались не свойственные его характеру проявления, такие как
пониженный фон настроения, желание говорить всем «спасибо», более
близкое общение с теми одноклассниками, с которыми ранее общался
поверхностно, поприятельски. Также со слов одноклассников, у ФИО
неоднократно были конфликты с учителем ФИО. Последний конфликт
состоялся 08.09.2023 г., в ходе которого, со слов одноклассников, ФИО учителя
позвонил родителям ФИО ученика.
В ходе проведенной работы все одноклассники проявили переживание,
сочувствие, непонимание («зачем он это сделал?»), у его друга Влада было
неверие в произошедшие. С обучающимися 11 класса проработаны
переживания на уровне эмоций и чувств. Сделаны акценты на ценности
жизни, индивидуальной ответственности человека за свою жизнь, установке
«никто не виноват». С целью снижения уровня тревожности, обучающиеся
получили информацию о состояниях и симптомах, которые могут у них
проявиться в ближайшем будущем, о том, что чувства и эмоции могут быть
разного спектра, и это естественно и нормально для проживания состояния
горя, также были предложены способы самопомощи.
2.
Выявление «группы риска» (всего человек, их ФИО), какая работа с ними
проведена.
Пример: в результате дебрифинга была выделена «группа риска» в составе 5
человек: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО (лучший друг). С обучающимися
проведены индивидуальные беседы.
3.
Работа с педагогами (групповая – совещание, индивидуальная – по
запросу).
Пример: с педагогами образовательной организации была проведена беседа о
профессиональной позиции педагога в чрезвычайной ситуации. Сделан акцент
на поддержке обучающихся и важности выработки единой информационной
версии по случаю. Проведена индивидуальная работа с классным
руководителем 11 класса ФИО по снятию острого стресса и чувства вины.
4.
Работа с родителями (законными представителями) (групповая –
собрание по выработке единой версии произошедшего, индивидуальная –
психологическая помощь с целью стабилизации психоэмоционального
состояния – по запросу).
Планирование работы
1. Проведение мероприятий с обучающимися:
– групповые (в рамках первичной профилактики);
– для выявленной «группы риска» (ФИО) разработать индивидуальные
планы сопровождения обучающихся (индивидуальная работа + групповая
работа + с родителями + с педагогами).
2. Оказание индивидуальной психологической помощи педагогам и родителям
с целью стабилизации психоэмоционального состояния (по запросу).
Ответственный по профилактике
ФИО
Приложение № 2 к приказу муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы №15 ст.Переясловской муниципального
образования Брюховецкого района
имени И.Ф.Масловского
от __________ 2024 г. № ___
Чек-лист наблюдения за психоэмоциональным состоянием обучающегося
класс ______
период наблюдения_________
Примечания: ___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения ___________
Классный руководитель ________________ ФИО
Значимая потеря (человека,
отношений, предмета, увлечения)
Неустойчивая семейная ситуация
(конфликты, развод, низкий
экономический статус)
Является объектом травли
со стороны детей
Внешние обстоятельства
Отвержение коллективом
одноклассников
Разговоры о смерти
Жалобы на физические боли без
медицинских показаний
Мысли и чувства
Негативные высказывания о себе
и своей жизни
Неопрятный внешний вид
Самоповреждения (порезы,
царапины и т.д.)
Поведение
Отказ от привычных видов
деятельности
Излишне самоуверен/чувство
неполноценности
Ссоры с одноклассниками и
педагогами
Социальное
взаимодействие
Замкнут , стремится к уединению
Раздражителен, агрессивен
Эмоциональное
состояние
Часто тревожное, подавленное
настроение
ФИО обучающегося
Часто плохое настроение
№